Уравнять в правах
Комитет по образованию и науке Госдумы предлагает поддержать отраслевые вузы, дать им дополнительные средства, включить в субсидии деньги на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию и оплатить преподавателям курсы повышения квалификации в ведущих университетах и научных центрах.
Среди других рекомендованных комитетом мер – налоговые льготы для вузов, поддержка “непрофильных” специальностей в отраслевых университетах.
Почему такое пристальное внимание к отраслевым вузам? В высшей школе изменились правила финансирования и университеты, которые относятся к разным ведомствам – Минсельхозу, Минкультуры, Минздраву и другим – в этом году недополучили до 10 процентов нужных средств.
В России сейчас около 500 государственных вузов. Все специальности в них разделены на четыре группы. Каждая группа имеет свою базовую стоимость (в среднем от 70 до 130 тысяч в год на человека), плюс поправочные коэффициенты. Это и есть сумма, которую вузу дает бюджет на обучение каждого студента. В итоге вышло, что базовая сумма, к примеру, на подготовку врача – 76 тысяч рублей в год. Реальные затраты в два-три раза выше. Эти цифры позвучали на парламентских слушаниях в комитете.
За что вузы получают корректирующие коэффициенты? “В том числе, за право самостоятельно разрабатывать стандарты обучения (это, например, МГУ), за обучение инвалидов, высокий средний балл ЕГЭ первокурсников, за доходы от науки и публикации, соотношение числа преподавателей и студентов”, – пояснил председатель комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов.
К сожалению, все эти показатели не учитывают отраслевую специфику вузов. Получается, что больше денег имеют ведущие, крупные университеты, в которые приходят самые сильные абитуриенты. А региональным едва хватает на выплату зарплат преподавателям.
При финансировании вузов не компенсируются затраты на капитальный ремонт, покрываются лишь расходы на содержание имущества. При этом специфика вузов и тут не берется в расчет – сельхозвузу, допустим, надо содержать коровники, свинарники, тепличное хозяйство, а у педвуза ничего этого нет. Почти все вузы Минкультуры размещены в памятниках архитектуры и искусства. Содержание этих зданий – огромные расходы. Учителя-предметника можно выучить и в группе, а вот оперного певца – только индивидуально.
В итоге из-за этих финансовых нюансов сельскохозяйственные университеты недополучили в этом году больше трех миллиардов рублей, вузы Минздрава – больше пяти миллиардов, Минкультуры – два миллиарда рублей.
“Мы постарались выровнять ситуацию с этими ведомствами”, – пояснил на заседании комитета по образованию и науке Госдумы статс-секретарь Минобрнауки Павел Зенькович.
По мнению председателя комитета Вячеслава Никонова, этой меры все же мало. Нужно менять подходы к финансированию отраслевых вузов и учитывать особенности.
Что предлагается
– создать опорные отраслевые вузы в регионах;
– учитывать при финансировании значение вспомогательного персонала (сотрудников клинико-диагностических лабораторий, опытных полей);
– уточнить, что входит в затраты на содержание имущества и учитывать особенности отраслевых вузов;
– предусмотреть субсидии на обновление лабораторий;
– разработать программу финансирования вузов для обеспечения доступа на размещение научных работ на электронных платформах Scopus и Web of Science;
– исключить из мониторинга Минобрнауки результаты ЕГЭ целевиков;
– в оценке вузов культуры учитывать творческие показатели преподавателей;
– компенсировать затраты на медосмотры преподавателей;
– рассмотреть вопрос о выделении бюджетных мест на “непрофильных” специальностях отраслевых вузов с учетом региональной специфики.
Источник: Российская газета