Удача на крючке
На международном рыбопромышленном форуме, который недавно закончил свою работу в Санкт-Петербурге, экспертам отрасли была представлена новая долгосрочная стратегия развития российского рыбохозяйственного комплекса (РХК) до 2030 года. Эксперты уверены, что, несмотря на смелость поставленных задач, у документа есть все основания быть воплощенным в жизнь.
Впервые в официальном документе, который должны принять в текущем году, обозначена ориентация на конечного потребителя. Вроде бы вполне простая идея раньше не находила отражения в подобных стратегиях. Еще одно отличие: стратегия имеет не традиционный рамочный характер, а наполнена конкретными цифрами, которые будут характеризовать отрасль в ближайшем будущем.
По замыслу авторов стратегии, ее реализация приведет к удвоению вклада отрасли в ВВП до 2030 года. Документ включает в себя пять масштабных комплексных программ, реализация которых потребует в виде инвестиций свыше 600 миллиардов рублей. Особенно важно, как отметил заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, что финансирование и стратегия развития отрасли не изменятся и через несколько лет. Тем не менее, считает руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, есть риски, которые невозможно не учитывать в реализации программ документа. Это и международная политика, борьба за контроль над природными ресурсами, которую ведут отдельные страны, а также демпинговые тарифы, которые действуют в отрасли. Одним же из главных трендов, способным дать наибольший экономический эффект в отрасли, Шестаков называет безотходную переработку рыбы, на которую сегодня приходится 30 процентов в общем объеме производства рыбной продукции. Согласно новой стратегии, чтобы получить квоты на вылов рыбы, предприятия должны инвестировать в строительство промысловых судов и развитие глубокой переработки, позволяющей отправлять на экспорт продукцию с высокой добавочной стоимостью, а не дешевое сырье.
Главное – не перенасытить рынок, говорит директор “Южморрыбфлота” Александр Ефремов, как в случае с тресковыми, которые не пользуются достаточной популярностью среди российских потребителей, традиционно предпочитающих более жирную рыбу. Впрочем, отсутствие культуры потребления рыбы – это тема отдельного разговора, которая не затрагивалась экспертами. Тем не менее, годовое потребление рыбы россиянами “просело” до 12 килограммов и имеет все возможности дальнейшего снижения.
Еще одна опасность, которая может оказать негативное влияние на развитие отрасли – риск внедрения новых технологий лова, обусловленный тем, что рыбаки иногда не обладают нужной компетенцией, формулируя правильное техзадание для проектировки судов, говорит Ефремов. Сами же судостроители готовы реализовать все потребности рыбаков. Даже несмотря на то, что сегодня по сложности исполнения рыбопромысловые суда сопоставимы с подводными лодками, считает директор департамента маркетинга и продаж ОСК Дмитрий Пряхин.
Другое дело – хватит ли на это денег. Модернизация отрасли будет стоить 60 миллиардов рублей, поэтому без банковских “длинных денег” от шести лет здесь не обойтись. Но для финансистов рыбная промышленность – новая отрасль, в которой они не всегда ориентируются в полной мере. Колебания цен, как в случае с минтаем, могут быть значительными, а как минимизировать риски – непонятно. Еще один острый момент – реализация проектов ГЧП, в которых основным заказчиком должно быть государство, определяющее основные направления развития отрасли.
Роль государства подчеркнул и врио директора “ТИНРО-Центра” Алексей Байталюк. По его словам, сейчас объем мирового вылова составляет 95 миллионов тонн, а разведанные запасы – 250 миллионов. У компаний есть большой интерес идти в новые районы лова, но организация этого процесса лежит на государстве, должен быть единый механизм руководства развитием отрасли, который в настоящий момент отсутствует.
Здесь важно понимать потребности рынка, вкусовые предпочтения потребителей, о которых говорилось выше. Предприятия, которые занимаются развитием аквакультуры в нашей стране, за последние три года нарастили объемы производства в три раза, но достигли определенного “потолка”. Например, объемы производства лосося и форели в нашей стране ограничены, и российским предприятиям не достичь уровня Норвегии из-за технических условий – например, отсутствия нужного числа акваторий для роста производства. С другой стороны, карповодство развивать дальше не следует, так как спрос на эту рыбу среди потребителей растет незначительно. Таким образом, важно искать свои ниши, изучать рынок и спрос, считают эксперты, а также формировать его, как это было с красной рыбой, распробовать которую помогла потребителю Норвегия – главный поставщик этого товара на мировой рынок. И наконец, найдя эти ниши, – не потерять их. Так, сегодня производители осетровых рыб в стране терпят значительные убытки от контрафакта, говорит Александр Новиков, президент союза осетроводов. Дешевое китайское мясо осетра и икра, которая приходит в нашу страну и перефасовывается в российские упаковки, наносит ущерб имиджу отрасли в целом и имиджу черной икры из России. Способствовать сокращению объемов поддельной продукции на прилавках можно путем лицензирования отрасли, созданием СРО, а также введением отраслевых стандартов на экспортируемую продукцию. Ну а пока российские производители свои позиции только теряют – китайская компания Kaluga Queen выпускает около 60 тонн черной икры в год и называет себя ее крупнейшим производителем в мире. В свою очередь, по данным Росрыболовства, в 2016 году в России было произведено всего 44 тонны черной икры.
Справка “РГ”
Ожидаемый результат рыбной стратегии – 2030: удвоение ежегодного вклада рыбохозяйственного комплекса в ВВП России при среднегодовом темпе роста не менее 5 процентов, рост добычи водных биоресурсов с 4,7 миллиона тонн до 5,5 миллиона тонн, увеличение производства аквакультуры с 180 тысяч тонн до 700 тысяч тонн, обновление не менее половины мощности судов рыбопромыслового флота, поэтапное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства – до 40 процентов, создание 25 тысяч новых рабочих мест.
Тем временем
Представители Вологодской области также приняли участие в Международном рыбопромышленном форуме.
– Правительство Вологодской области, департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов в настоящее время прорабатывает программу развития аквакультуры, которую планируется ввести на территории области в 2018 году. Предприятия, желающие заниматься развитием аквакультуры, смогут обращаться за субсидиями. Порядка 30 миллионов рублей господдержки планируем выделить из областного бюджета на эти проекты. Предварительно мы оценили ситуацию, обговорили с потенциальными инвесторами возможные проекты. Вологодская область – достаточно молодой регион в плане опыта разведения рыбы, хотя промышленное рыболовство существовало в регионе испокон веков, – отметил заместитель губернатора Вологодской области Михаил Глазков.
По его словам, область ставит задачу увеличить объемы производства рыбы в ближайшие три года в 7-10 раз – с нынешних 100 до 700-1000 тонн. В регионе есть четыре компании, активно работающих в данном сегменте рынка, в том числе рыботоварная компания “Диана”, знаменитая разведением рыб осетровых и карповых пород. В 2016 году “Диана” произвела рекордный в РФ объем черной икры – 18 тонн. Суммарно вологодские предприятия вырастили в прошлом году чуть более 100 тонн рыбы.
Источник: Российская газета