Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков ответил на вопросы депутатов о проблемах и перспективных направлениях развития рыболовства и аквакультуры
Москва, 11 октября 2017 года. – Меры по повышению доступности отечественной рыбной продукции для населения, состояние государственных рыбоводных заводов, а также совершенствование регулирования товарной аквакультуры обсудили на заседании депутатской группы фракции «Единая Россия» под председательством первого заместителя фракции Виктора Пинского. На вопросы депутатов ответил заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Глава Росрыболовства рассказал о результатах, которых отрасль добилась за прошлый год и за первое полугодие 2017 года. Так, в 2016 году отечественные рыбаки выловили рекордный за последние 20 лет объем водных биоресурсов – более 4,76 млн тонн. При этом растет не только океанический промысел, но и производство продукции аквакультуры (+17% к уровню 2015 года). Товарное рыбоводство остается одним из приоритетных направлений развития рыбопромышленного комплекса. В 2017 году работа в этом сегменте продолжается – формируются и распределяются новые рыбоводные участки, растут объемы производства марикультуры.
Отдельно Илья Шестаков остановился на реализации механизма инвестиционных квот, за счет которых предполагается обновить до 50% мощностей рыбопромыслового флота и построить 10-15 береговых перерабатывающих заводов. Инвестиционные программы и показатели их эффективности заложены в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. «Стратегия уже одобрена на правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, в ближайшее время она должна быть принята Правительством», – проинформировал руководитель рыбного ведомства.
Среди основных ориентиров Стратегии – освоение новых биологических объектов на Дальнем Востоке. Ожидается, что в ближайшее время российский вылов может получить прибавку до миллиона тонн за счёт таких видов, как сардина иваси, скумбрия и сайра. Еще одно важное направление – возвращение отечественных рыбаков в зону Антарктики на промысел криля. «Добыча криля стала бы для отечественного рыбохозяйственного комплекса важным стратегическим и экономическим объектом, который позволит России закрепиться в Антарктике на дальнейшую перспективу», – сказал Илья Шестаков.
На встрече депутаты обсудили баланс растущего объема добычи и состояния запасов, в том числе производственные возможности организаций, которые занимаются искусственным воспроизводством водных биоресурсов. Руководитель Росрыболовства пояснил, что искусственным воспроизводством занимаются 107 государственных заводов, а также частные предприятия осуществляют выпуски в целях компенсации ущерба, который наносят компании в рамках своей хозяйственной деятельности. В этом году завершится процесс объединения всех госучреждений в одну структуру – ФГБУ «Главрыбвод», сейчас на последнем этапе реорганизации присоединяются дальневосточные рыборазводные заводы. Единый холдинг позволяет работать более оперативно и эффективно, использовать перекрёстно мощности всех заводов.
«В целом мощностей по стране достаточно, но есть некоторые территориальные перекосы, особенно там, где водным объектам наносится достаточно большой экологический урон, например, на Ямале, где реализуются крупные промышленные проекты. Мы видим, что там необходимо строительство новых рыборазводных заводов», – отметил Илья Шестаков.
Для повышения результативности выпусков, Росрыболовство инициировало принятие нового законопроекта, в рамках которого организации, обязанные осуществлять компенсационные мероприятия, смогут возмещать ущерб водным биоресурсам и среде их обитания не только в натуральной форме, но и в денежной – с дальнейшим распределением средств среди рыбоводных предприятий, имеющих соответствующие мощности и компетенции.
Отдельно рассматривалась ситуация с сохранением рыбных ресурсов Волги. Как отметил руководитель Росрыболовства, воспроизводством в Волжском бассейне занимается достаточно большое количество заводов. В этом году введен в эксплуатацию новый цех по воспроизводству осетровых видов рыб, в первую очередь стерляди. В недавно принятой программе по сохранению Волги заложены дополнительные средства, в том числе на расчистку каналов-рыбоходов и на дополнительные объемы выпуска молоди. «Задача сложная, и мы надеемся, что программа позволит действительно восстановить запасы к какому-то определенному моменту. Например, усилия государства по воспроизводству стерляди привели к тому, что эта еще недавно очень редкая рыба появилась в бассейне, и ее достаточно много. В ближайшее время планируем проводить оценку запаса с возможным открытие вылова», – сказал Илья Шестаков.
Участники встречи затронули и другие региональные темы – развитие рыболовной отрасли в Крыму, в том числе обновление рыбопромыслового флота, неудачную лососевую путину на Амуре и снижение промысловой нагрузки в регионе, возможность распространения на территории Магаданской области эксперимента по прибрежному рыболовству в пределах шестимильной зоны, организованного на Сахалине.
«Часть эксперимента, считаем, идет более или менее удачно, часть наоборот привела к перекосам в процессе регулирования. Мы подождем конца года и более полных результатов. На основании анализа будем принимать решение, в какой части распространять эксперимент на другие субъекты ДФО», – пояснил Илья Шестаков.
Парламентарии задали вопросы о процессе формирования в регионах рыбоводных участков, динамике среднедушевого потребления рыбы и результативности мер, направленных на насыщение внутреннего рынка российской рыбной продукцией. «Вопрос ценообразования, пожалуй, один из самых сложных. Мы ведем работу в этом направлении, но, конечно, сил одного Росрыболовства недостаточно. Потому что, цена у рыбака на Дальнем Востоке на тот же минтай в районе 80 руб./кг, а на полке в магазине в Москве он стоит уже 220 руб./кг. Если мы будем говорить о качестве продукции на прилавке, то зачастую это многократная дефростация, то есть качество оставляет желать лучшего», – констатировал Илья Шестаков.
Ежегодно основная доля добычи водных биоресурсов в Российской Федерации приходится на Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн, тогда как основная часть потребителей сосредоточена в центральной части России. Для исправления ситуации с ценами и качеством рыбной продукции необходимо выстроить эффективную транспортно-логистическую и товаропроводящую цепочки. Так, сейчас активная идёт работа, подписан ряд соглашений о строительстве новых холодильных мощностей на Дальнем Востоке Уже более полутора лет функционирует рабочая группа с ОАО «РЖД», благодаря совместной работе запущено дополнительно 22 маршрутных поезда, срок доставки рыбы сократился до 7–8 дней. Остается проблема с дефицитом современного подвижного состава, 50% – устаревшие рефрижераторные секции, которые зачастую не могут сохранить нужный температурный режим на протяжении всего пути.
Руководитель Росрыболовства подчеркнул, что решить проблему в области ценообразования можно только совместно с ФАС, а контроля за качеством – с Россельхознадзором. «Принятые поправки к закону о торговле – правильные, но, к сожалению, они не работают в должной мере. Нужен строгий контроль за исполнением закона. И, конечно, необходимо сокращать количество посредников между рыбаком и торговыми сетями», – резюмировал Илья Шестаков.
Депутаты не забыли поинтересоваться, какие направления отрасли нуждаются в господдержке. В числе приоритетов руководитель федерального агентства обозначил работу рыбохозяйственной науки и спасателей.
«Научный флот устаревает. Количество средств, выделяемых на организацию ресурсных исследований, становится всё меньше. К сожалению, сейчас мы работаем по усечённому плану, а по каким-то водным объектам проводим исследования раз в три-четыре года. И защищать наши позиции особенно в рамках международных договоров по рыболовству все сложнее. Например, сейчас в Казани идет сессия смешанной российско-норвежской комиссии. У России и Норвегии совместные запасы в Северном бассейне, но за счет того, что мы не проводим полноценных исследований, мы не можем аргументированно отстаивать национальную квоту Российской Федерации», – констатировал Илья Шестаков.
Специальные отряды спасательных судов Росрыболовства сформированы на Севере и на Дальнем Востоке. Как отметил руководитель Росрыболовства, в отличие, например, от спасателей Минтранса, в рыбной отрасли спасательные суда не стоят в порту, а постоянно находятся в районе, где идёт путина. Они отвечают за обеспечение безопасности на промысле, и выполняют сложнейшие спасательные операции за много миль от берега.
«За последние три года мы списываем большое количество и научно-исследовательских судов, и судов-спасателей… Все они устаревшие. И нужны значительные усилия для обновления флота», – подчеркнул Илья Шестаков.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства