Инспекторы каждый день ведут борьбу с любителями незаконной ловли рыбы.
«Что ж вы так поздно приехали? – встретил нас неласковыми словами инспектор Виктор Арепьев. – Чтобы браконьера поймать, в пять утра надо в море выходить, а сейчас они уже сети проверили и дома отсыпаются». Корреспондент «АиФ-Красноярск» принял участие в рейде по поимке браконьеров.
Морская «телега»
Вам когда-нибудь доводилось ездить на легковой машине с мощным мотором, без окон и подвески? Чтобы отовсюду поддувало и на каждой кочке било сначала головой о крышу, а потом обратной частью тела о сиденье? В таких условиях необходимо ещё и не сводить глаз с воды. На полной скорости надо углядеть поплавок, а то и просто верхний тросик браконьерской сети, если предательская волна приоткроет утопленную под уровень воды снасть. Тогда катер делает боевой разворот и идёт к цели. Но для нас это пока теория. Первые 20 минут просто мчимся по морю. Вдалеке подпрыгивает оранжевый блик на воде. «Это сеть промысловиков», – поясняет проводник. «Так у нас и промышленное рыболовство есть?» «А что ж мы, не море?»
Первая добыча
Любители вылавливают хариуса больше, чем промысловики. Кто на хариуса? Особенности красноярской промысловой и любительской рыбалки Внезапно катер сбрасывает ход и виляет в сторону берега – залив. Проходим чуть глубже. На берегу резиновая лодка. Пара машин. Под навесом компания из четырёх человек. Высаживаемся. Местные. Деревня в нескольких километрах отсюда. Приехали культурно отдохнуть на природе, проводить осень. Да, лодка их, но сетей нет, только удочки. Правда, одну машину не открыли. Цеплять людей не за что. Зачем портить отдых? Отходим. Компания на берегу вся скрывается под тентом и, судя по звукам, начинает отмечать наш отъезд. Стоп, машина! У камышей маячит донышком буёк из пластиковой бутылки. Багром цепляем его – старая сеть. Внутри килограмма три протухшей рыбы и пара хвостов свежей. Отходим к другому берегу, куда и закидываем вонючую находку.
«Кто-то поленился снять перед уходом, рыбу погубили, теперь вот мишке будет радость», – комментирует Виктор. И тут же снова командует «стоп». Опытным глазом он подметил зелёный тросик, уходящий на берег: «Ловкачи, сетку закрепили на берегу, а второй конец притопили». Виктор с помощником аккуратно выбирают новенькую китайскую сеть. Даже тина не пристала. В качестве грузил – стальные крюки с электростолбов. Компания на берегу стихает, но предъявить им нечего: не пойман – не вор.
Безо всякого пиратства
Браконьеры убивают всё живое на своём пути. «Дикая» охота. В Эвенкии браконьеры массово уничтожают северных оленей Выходим снова в море. Осматриваем ещё три бухты. Несколько старых поплавков сбивают с пути да старая пустая сеть. С удачей мы, похоже, разминулись. Меняем направление и натыкаемся на новую компанию отдыхающих. Опытных рыбаков видно сразу. Никаких женщин. Удобные кресла, спиннинги на подставках, добыча плещется в мешке. Джентльмены на природе пьют и закусывают. Сами выходят к нашему катеру, успокаивают инспекторов: «Не первый год здесь. Ямы под мусор и сортир уже выкопали, а то, что бутылки слегка раскидали, так это от куража». На вопрос, не было ли утром моторок, толково показывают, в каких бухточках стучали на зорьке движки. Одна оказывается совсем рядом. Туда и держим путь. Сразу за мысом открывается высокий холм, потому никакой засады не ждал никто. В узеньком проходе (метра четыре шириной) причалена лодочка, да так ловко, что мы чуть не проскочили. Людей нет. На берегу следы костра и свежая колея на сырой дороге.
«Лодка пустая, и, хотя на дне чешуя есть, задерживать её не имеем права, – поясняет Виктор. – Вот, значит, где они разгрузку себе устроили. Надо будет следующим утром сюда подойти».
Судя по тому, как он переглядывается с помощником, похоже, что и лодка, и мотор известны охране. Проходим по заливу глубже в надежде найти сети браконьеров. Впустую. Зато на берегу натыкаемся на пароходик. Из разговоров следует, что когда-то собственник пожадничал с ценой, а теперь эти развалины не нужны даже пиратам. В самом конце залива натыкаемся на зимовье. Когда-то здесь стояла рыболовецкая артель. Промышленные снасти до сих пор висят на берегу на сушках. Окаменели уже, почти не гнутся. А домик, веранду, погреб и коптильню освоили новые обитатели. Из тех, что предпочитают, когда потемнее. Но комфорт любят. На топчанах в доме свежие простыни.
Зачем пастуху озк?
Новый разворот. Ещё одна пустая сеть летит в мешок. Ещё один браконьер лишается вероятной добычи. И вдруг… «Вон они, голубчики», – кивает рулевой в сторону берега. Там двое мужичков спешно несут к лесу сеть и маленькую резиновую лодку. После рёва сирены останавливаются и устало садятся. Добыча! Короткий опрос рисует невесёлую картину. Двое скотников уже неделю пасут неподалёку стадо местного фермера. Понятно, что у моря оба рассчитывали поживиться рыбкой. Сетку срастили из трёх старых кусков. Лодочка клеена-переклеена не один раз. «Что ж, у моря сидеть и рыбы не есть»? – с обидой повышает голос старший пастух Анатолий. «Бери удочку и вылови хоть всю», – парирует Виктор. «И зачем тебе брюки от костюма химзащиты? Коров пасти или сеть заводить»?
Теперь мужикам светит конфискация лодки и штраф по 2 тыс. с человека. Таков закон. Горько обижать работяг, а что делать? Как в насмешку, за следующим островом вытягиваем на борт здоровенную новую браконьерскую сеть, метров 75 длиной. На глазок в ней оказывается 15 кг рыбы. Ну что ж, ещё кого-то наказали. Итог 5-часового путешествия – 15 кг рыбы, 5 сетей, 1 лодка.
Источник: АиФ на Енисее