Возвращение легенды. Объемы добычи сардины иваси растут рекордными темпами. Эта рыба почти на 30 лет исчезала из наших вод и вернулась в район Курильских островов совсем недавно. Правда, чтобы начать промысел рыбопромышленникам пришлось провести серьезное техническое перевооружение. Ну, а кроме того, благодаря возвращению иваси появились новые рабочие места, в том числе и для приморских рыбаков. Мария Нетребенко отправилась в Тихий океан на промысел и увидела все своими глазами.
Траулер «Таймания» идёт в Тихий океан на северо-восток от Шикотана. Именно там наблюдаются самые большие скопления сардины иваси. Когда рыба обнаружена – начинается промысел. Он продолжается и днем, и ночью, в любую погоду.
Мария Нетребенко, корреспондент: «Считать, сколько раз устанавливали трал, у рыбаков не принято, операция это долгая – около трех часов уходит на установку и подъем трала, и, конечно, очень сложная. При таком волнении и дожде даже стоять непросто, а не то что работать на палубе. И, конечно же, все зависит от рыбы, если она есть, то трех таких хороших тралов достаточно. чтобы заполнить трюм».
Сардина-иваси должна накормить не только потребителей, но и самих рыбаков. Ведь благодаря её возвращению появились новые рабочие места. Тралмастер Евгений Короленко из Находки. Ему пришлось даже заплатить кадровому агентству, чтобы его устроили именно на «Тайманию», ведь это гарантированно стабильный заработок.
Евгений Короленко мастер добычи СТР «Таймания»: «Меня устраивает заработок, конечно, хотелось бы больше, но все зависит от вылова, от рыбы».
Улов на «Таймании» раскладывают в пластиковые ящики и пересыпают льдом.
А уже на берегу рыбу готовят к дальнейшей переработке. Для этого в максимально сжатые сроки на Шикотане смонтировали исландскую технологическую линию.
Пока здесь сардину только замораживают. Впрочем, ту самую иваси специального посола найти можно. В лаборатории. Её в экспериментальных целях по рецептам 1953 года делает Зинаида Вихляева. Получается не только очень вкусно, но и полезно.
Зинаида Вихляева, заведующая лабораторией: «Большое содержание жира, жировых кислот, которые необходимы особенно для женщин в возрасте, для лица, для кожи».
Чтобы ловить еще больше этой полезной рыбы курильские рыбопромышленники закупили и новые суда. «Торон» и «Торлэнд» – средние рыболовные траулеры-рефрижераторы.
Длина каждого – 45 метров.
Несмотря на небольшие размеры оба судна, преодолев пятиметровые волны в Индийском океане, своим ходом пришли на Шикотан из Датского порта Скаген.
Сергей Змунчилов, капитан СТР «Торлэнд»: «Судно себя показало не просто с лучшей, а с наилучшей стороны. Честно говоря, я был поражен характеристиками, его мореходными качествами».
Суда могут вести промысел тралом, близнецовым неводом и так называемым кошельком. Сейчас команды как раз настраивают промвооружение. А ещё суда буквально напичканы самой современной техникой и электроникой.
Мария Нетребенко: «В ходовой рубке «Торленда» нет привычного места вахтенного и штурвала. Их роль здесь выполняет главная навигационная консоль, больше похожая на кабину современного авиалайнера».
Для новых судов на Шикотане построили и новый плавучий причал. А неподалеку возводится перерабатывающий завод, который должен стать одним из самых больших в России. Такие серьезные ставки на иваси сделаны неслучайно. Ученые прогнозируют, что в ближайшие пять лет можно будет вылавливать до 4 миллионов тонн этой рыбы в год. Для сравнения, это объем всех водно-биологических ресурсов, добываемых сейчас в России.
Источник: Вести Приморье