Москва, 7 декабря 2017 года. – Федеральное агентство по рыболовству разрабатывает Концепцию совершенствования и развития системы охраны водных биоресурсов. Цель документа – консолидация усилий федеральных органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий по сохранению и рациональному использованию запасов во внутренних водоемах Российской Федерации.
В число основных направлений реализации Концепции входит увеличение штатной численности инспекторов рыбоохраны; совершенствование нормативной правовой базы в области охраны водных биоресурсов и госконтроля во внутренних водоемах; улучшение технического оснащения рыбоохраны, кадрового, научно-методического и аналитического обеспечения рыбоохранной деятельности, а также более активное участие гражданского общества в охране и контроле.
В настоящее время структура 18 территориальных управлений Росрыболовства включает в себя 200 обособленных подразделений, расположенных по административно-территориальному принципу, должностные лица которых осуществляют функции государственного контроля (надзора). Общая численность сотрудников территориальных органов Росрыболовства – 3681 человек, в том числе 2,54 тыс. инспекторов рыбоохраны.
Помимо борьбы с браконьерством, в полномочия госинспекторов входит охрана среды обитания водных биоресурсов, согласование проектов хозяйственной деятельности организаций (строительство, добыча, энергообъекты, внедрение технологий), которые оказывают влияние состояние запасов и водоемов; оформление, выдача и регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, контроль за обеспечением безопасности мореплавания.
Количество инспекторов сегодня не соответствует географическим масштабам подконтрольных территорий при сложности решаемых задач (на одного инспектора рыбоохраны приходится порядка 1 тыс. 300 километров рек и около 17 тыс. километров озер и водохранилищ). Такой нагрузке не соответствует ни уровень денежного содержания сотрудников, ни материально-техническое обеспечение.
К этим проблемам добавляются ограниченные полномочия при пресечении нарушений закона о рыболовстве (в частности, отсутствие у инспекторов права уничтожать на месте малоценные запрещенные орудия лова, выпускать незаконно добытые водные биоресурсы и т.д.); недостаточное участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении задач по обеспечению охраны водных биоресурсов.
В такой ситуации необходимо развивать уровень межведомственного взаимодействия и систему подготовки/повышения квалификации инспекторов рыбоохраны.
В разрабатываемой Концепции предлагается наделить сотрудников подведомственных Росрыболовству организаций, в частности, ФГБУ «Главрыбвод», правом составления административных протоколов по факту нарушений закона о рыболовстве. Еще одной эффективной мерой, которая уже находится на стадии проработки, является наделение «перекрёстными» полномочиями инспекторов рыбоохраны, охотнадзора и лесоохраны по составлению протоколов за нарушения лесного законодательства, законодательства об охране животного мира и правил рыболовства соответственно. В результате такой «реформы» количество должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о таких нарушениях, вырастет почти в три раза – с 2,54 тыс. до 6,5 тыс. человек.
В качестве материального стимулирования инспекторов рыбоохраны, Концепцией предлагается создать специальный фонд для премирования за счет привлечения средств из денежных взысканий, наложенных на браконьеров. В период с 1986 по 2000 годы такая практика успешно применялась СССР и Российской Федерации. Фонд формировался благодаря реализации транспортных средств и орудий лова, конфискованных у нарушителей закона по решению суда (на 50%) и изъятых водных биоресурсов, административных штрафов, а также сумм, взысканных в качестве возмещения ущерба, нанесенного незаконным выловом и уничтожением ценных видов (на 30%).
В результате реализации Концепции планируется:
– привлечь дополнительные средства в бюджет Российской Федерации за счет повышения выплат штрафов и взыскания сумм ущерба, нанесенного водным биоресурсам;
– повысить эффективность использования бюджетных средств за счет отказа от материальных активов, не связанных с выполнением задач по охране водных биоресурсов;
– усовершенствовать систему дислокации органов рыбоохраны, приблизив ее к районам выполнения основных задач; сформировать систему сбора и анализа информации о рыболовстве во внутренних водоемах и повысить уровень информационного обеспечения деятельности органов рыбоохраны;
– развить систему общественных инспекторов преимущественно на водных объектах, удаленных от мест расположения органов рыбоохраны; оптимизировать взаимодействие с органами исполнительной власти по охране водных биоресурсов с целью консолидации усилий и ресурсов, также повышения уровня обмена информацией.
Реализация долгосрочной Концепции развития системы охраны водных биоресурсов начнется в течение ближайших 5 лет. Сопутствующие нормативно-правовые акты будут размещены на едином портале www.regulation.gov.ru для общественного обсуждения.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства