Власти Дальнего Востока развивают аквакультуру, предлагая льготные условия инвесторам.
Более 80% всего рыбопромыслового запаса России находится на Дальнем Востоке. Ежегодно дальневосточные предприятия добывают около 3 млн тонн водных биоресурсов. В настоящее время в регионе реализуют особую политику в отношении развития рыбной отрасли.
По данным Минвостокразвития, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона дает Дальнему Востоку возможности не только для создания совместных проектов, но и для увеличения экспорта рыбопродукции на мировой рынок. Так, за первое полугодие 2017 года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 35% и составил $38,38 млрд. Выросли показатели и экспорта, и импорта. Причем второй крупной статьей экспорта является рыба, ракообразные и моллюски – объем их поставок вырос на 32,2%.
Чтобы стимулировать инвестиционную деятельность в рыбной отрасли по поручению президента России Владимира Путина в Минвостокразвития подготовили предложения, которые легли в основу законодательных инициатив. Так, с 2017 года запущена программа “квоты в обмен на инвестиции”. Механизм поддержки рыбной отрасли предполагает предоставление квот на добычу водных ресурсов в обмен на строительство новых судов или перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке. До 20% от общедопустимого улова будет отведено на эти цели.
“Решается сразу несколько задач: и загрузка судостроения, с одной стороны, обновление рыбопромыслового флота, и, конечно, развитие производства в прибрежных регионах, создание новых рабочих мест. Для реализации закона я подписал несколько постановлений”, – прокомментировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принятие закона.
В Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта уже подсчитали экономический эффект от нововведения. Он оценивается в следующих цифрах: начиная с 2022 года, вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП России составит около 30 млрд рублей в год, сумма привлеченных инвестиций к этому времени достигнет около 200 млрд рублей, будет построено 100-120 рыбопромысловых судов и 10-15 рыбоперерабатывающих заводов.
Прием заявок на квоты от рыбодобывающих компаний уже закончился. В ближайшее время эти заявки рассмотрит рабочая группа, в которую входят, в том числе, представители Минвостокразвития.
Одно из первых предприятий, претендующих на получение инвестиционной квоты, – “Колхоз имени Ленина” на Камчатке. Компания планирует не только обновить свой флот, но и построить два мощных рыбоперерабатывающих завода на побережье региона.
В сентябре в Калининграде на судостроительном заводе “Янтарь” по заказу “Колхоза имени Ленина” спущено на воду современное судно – траулер-сейнер проекта SK-3101R “Ленинец”. Это первый из трех суперсовременных траулеров, заказанных камчатскими рыбаками. В ближайшее время его оснастят современным оборудованием, необходимым для промысла. Другие два судна будут сданы заказчикам до конца 2019 года. Общая стоимость проекта – около 4 млрд рублей.
“Ленинец” – многофункциональное судно для добычи различных водных биоресурсов, в том числе сельди иваси и скумбрии. Суда подобного типа для отечественных заказчиков в России не строили более 20 лет. Длина судна составляет 50,6 метров, ширина – 12 метров, мощность главного двигателя – около 2200 кВт. Траулер оснастят мощными холодильными установками, которые при доставке улова на берег позволят сохранять сырец высокого качества до 7 суток.
Член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева считает, что введение инвестиционных квот поможет не только обновить флот, но и улучшить качество поставляемой продукции.
“Квоты вводятся в первую очередь для того, чтобы обновить российский рыбопромышленный флот, более 70% которого сейчас не соответствует современным требованиям. 15% инвестиционных квот будет отдаваться тем, кто будет строить пароходы на российских верфях. А значит, будут новые суда, обеспеченные современным оборудованием, что в свою очередь приведет к улучшению качества продукции”, – пояснила Interfax-Russia.ru Людмила Талабаева.
По ее словам, долгое время в России кроме военных кораблей на верфях практически ничего не строилось. В основном, новые суда заказывали на судостроительных заводах в Китае, Южной Корее и других странах. Сейчас же нужно развивать российское судостроение.
“Не забывайте о том, что 5% инвестиционных квот будут переданы тем, кто будет строить новые прибрежные заводы по новым технологиям. Эта продукция практически вся будет идти на рынок, это также улучшит продовольственную безопасность страны. Экономический эффект мы посчитаем после”, – подчеркнула член Совета Федерации.
Людмила Талабаева отметила, что к принятию инвестиционных квот подходили долго, довольно долго длилось обсуждение. Однако инвесторы уже начинают размещать заказы на строительство кораблей.
“Я считаю, что для российской экономики, в частности для развития рыбохозяйственного комплекса, – это будет значительный толчок”, – добавила она.
По словам министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, механизм предоставления льгот устроен так, что освоить их предприятия смогут только после строительства судов и заводов.
“Хочешь ловить дальневосточную рыбу – строй рыбоперерабатывающий завод, либо покупай наши суда российские. Причем правовой механизм создан так, что квоты ты получаешь, но право ее использовать ты имеешь только после того, как ты завод запустишь. А не то что рыбу всю выловил, а завод не построил”, – уточнил министр.
По его словам, на Дальнем Востоке сейчас существует большая потребность в обновлении рыбопромыслового флота. Регион, который обеспечивает 80% общероссийского вылова рыбы, на сегодняшний день практически не имеет новых судов.
Во время ноябрьского визита в Республику Корея глава Минвостокразвития Александр Галушка обсудил с президентом Корейского института судостроения и морской инженерии KRISO Cу Сан Хена создание совместного российско-корейского центра для развития судостроительной промышленности. В Приморье в скором времени может открыться филиал этого института.
“Мы хотим создать совместный российско-корейский центр для развития судостроительной промышленности, трансфера технологий и развития морской инженерии на Дальнем Востоке. В качестве ключевых направлений мы предлагаем совместную разработку технологий проектирования судов, научно-исследовательскую деятельностью для освоения Северного морского пути”, – сказал Cу Сан Хен на встрече.
По мнению представителей Минвостокразвития, механизм предоставления квот в обмен на инвестиции обеспечит спрос на рыболовное судостроение на ближайшие 20-30 лет. Поэтому институт будет обеспечен заказами на создание проектов по строительству современных, технологичных судов.
В свою очередь генеральный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов заверил, что институт получит всю необходимую поддержку для его эффективной работы на Дальнем Востоке.
Кроме того, правительство РФ поставило задачу наращивать объемы поставок рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России. Для этого необходимо заменить старый подвижный ж/д состав современными рефрижераторными контейнерами, в которых продукция не будет портиться, а также снизить тарифы на перевозку рыбы. Правительство РФ уже дало поручение Минтрансу проработать эти вопросы. При их решении Минвостокразвития намерено увеличить объем поставок рыбной продукции из регионов Дальнего Востока в европейскую часть России до 1 млн тонн в ближайшие три года.
Положительным примером по наращиванию объемов таких поставок служит компания “Доброфлот”, владеющая крупнейшим плавучим заводом в России. Выловленную рыбу перерабатывают прямо в море, поставляя на берег свежую продукцию. Эта “морская фабрика” – высокоэффективное безотходное производство. Рыболовное судно компании добывает до 50 тонн рыбы в сутки. Продукцию компании представят в рамках Дней Дальнего Востока в Москве.
Кроме того, в Приморье появится аукционный дом по продаже рыбы. В его создание инвесторы готовы вложить 1,1 млрд рублей: Так, 100 млн рублей готова вложить компания “DNGglobalCo. Ltd” из Республики Корея и миллиард – Банк развития Китая.
“Такой аукционный дом позволит нам привлечь в край огромное количество иностранных партнеров, а также эффективно и с максимальной отдачей использовать богатые рыбные ресурсы региона”, – подчеркнул замглавы Росрыболовства Петр Савчук.
В рамках III Восточного экономического форума в этом году в тестовом режиме работала биржевая площадка, на которой свою продукцию представили семь крупных российских рыбодобывающих компаний. В итоге на этой бирже было заключено сделок более чем на 51 млрд рублей.
Другим своим приоритетом власти Дальнего Востока считают развитие марикультуры – направление аквакультуры по выращиванию водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и иглокожих в искусственных условиях.
На сегодняшний день в регионах Дальнего Востока производится около 6,6 тысяч тонн аквакультуры в год. Предполагается, что в ближайшие два года эта цифра может вырасти на 30%.
По словам Александра Галушки, “более 2 млн га морской акватории у российского побережья Японского моря и юга Охотского моря пригодны для использования; однако, осваивается меньше 20 тыс. га, потенциал производства аквакультуры на Дальнем Востоке составляет 1 млн тонн продукции в год, при этом он реализован менее чем на 1%”.
Самые молодые
Говоря о предприятиях, работающих в сфере марикультуры, стоит отметить резидента свободного порта Владивосток (СПВ) ООО “СиЛайф”. Эта компания начала работать в Приморском крае в конце 2012 года. Аквакультурная ферма выращивает и продает морскую продукцию. “СиЛайф” готова сейчас реализовать 300 тонн трепанга, а в следующем году – еще 50 тонн гребешка.
Пока компания ориентируется только на внутренний рынок. В 2019 году она намерена построить завод по разведению дальневосточного трепанга, гребешка и мидий. Реализовывать продукцию этого завода планируется как в России, так и за рубежом – близость Китая, Японии, Кореи и других стран АТР создает благоприятные условия для экспорта готовой продукции.
Впрочем, по словам генерального директора ООО “СиЛайф” Елены Губиной, из всего списка льготных условий для резидентов СПВ компания пока пользуется только одной преференций – сниженной налоговой ставкой. В остальном же предприятию Елены Губиной необходимо решать множество вопросов.
“Мы, например, только через полтора года с помощью суда добились, чтобы нам выделили земельный участок для строительства. Из-за того, что землю на местах распределяют муниципалы, земельная льгота не работает. Я не знаю, каким образом воздействовать на глав муниципальных образований, которые регулируют эти участки. Заставить сделать чиновников то, что они не хотят, очень сложно”, – говорит Interfax-Russia.ru Елена Губина.
В настоящее время Минвостокразвития разрабатывает ряд поправок, которые предусматривают упрощение процедуры предоставления земля в рамках СПВ. В конце ноября уже приняты поправки, направленные на совершенствование правового регулирования градостроительства на территории свободного порта. Впереди работа по совершенствованию регулирования земельных правоотношений. Кроме того, министерство прорабатывает создание “единого окна” для решения земельных вопросов, поскольку сложный порядок предоставления земли в аренду лишает инвесторов определенности.
И все же, по словам генерального директора ООО “СиЛайф”, основная головная боль для предприятия сегодня – браконьеры, поскольку воспрепятствовать их незаконной деятельности практически невозможно, у предприятий нет никаких прав по защите своей продукции.
“Забор в море ведь не поставишь, задерживать этих людей нельзя, потому что нет полномочий, мы же не правоохранительные органы. А как защитить свою продукцию в таком случае? Получается, что у тебя есть огород, по которому может пройти любой. Ты только можешь наблюдать за всем этим беспределом, и остается только поставить пугало”, – говорит Елена Губина.
Она убеждена, что развития марикультуры не будет, если не изменится ситуация с браконьерами.
Внести поправки
Минвостокразвития России знает о проблемах предпринимателей, говорят в Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Сегодня министерство рассматривает правовую возможность определить участок поверхностного водного объекта и уже там образовать территорию опережающего развития. Это даст инвесторам возможность заниматься аквакультурой. В законе об аквакультуре прорабатываются соответствующие изменения.
С их помощью Корпорация развития Дальнего Востока сможет выполнить большую часть работы, связанной с образованием рыбоводного участка вместо резидента, что даст предпринимателям возможность заниматься аквакультурой на комфортных условиях и не тратить время на бюрократические процедуры.
Впрочем, по мнению члена комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмилы Талабаевой, на сегодняшний день законодательная база в рыбохозяйственной отрасли сформирована достаточно хорошо. Главное – не мешать инвесторам.
Она напомнила, что в настоящее время также идет обсуждение стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года.
“Это большой материал, по нему сегодня возникает много споров. Хорошо, что стратегия обсуждается на всех экспертных и общественных советах, круглых столах. Она обсуждается с рыбацким сообществом, туда вносятся поправки, замечания, вырабатывается действительно очень хороший документ, в котором отрасль будет развиваться до 2030 года”, – сказала Людмила Талабаева.
Росрыболовство рассчитывает, что стратегия будет утверждена к 2018 году, сообщил замминистра сельского хозяйства РФ – глава Росрыболовства Илья Шестаков в ходе Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
По его словам, согласно стратегии, к 2030 году ожидается удвоение вклада рыбохозяйственного комплекса в ВВП РФ при среднегодовом темпе роста не менее 5%.
“В части производственных показателей прогнозируется умеренный рост добычи – с 4,75 млн тонн до 5,5 млн тонн в год, увеличение производства аквакультуры со 180 тыс. до 700 тыс. тонн в год, обновление не менее 50% рыбопромыслового флота и снижение среднего возраста судов с 30 до 20 лет”, – отметил глава ведомства.
Илья Шестаков подчеркнул, что стратегия развития потребует значительных инвестиций, “в совокупности – 600 млрд частных инвестиций”. При этом объем господдержки отрасли до 2025 года ожидается на уровне около 70 млрд рублей.
Источник: Interfax-Russia.ru