Светлана Черанева – инспектор рыбоохраны псковского отдела Северо-Западного теруправления

Из барменов – к бесконечным берегам. Про сваи, матерщинников и «Наполеон»

И в зной, и в лютую стужу сотрудницы отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны СЗТУ Росрыболовства выезжают к берегам псковских рек и озёр, чтобы выявлять нарушения и наказывать виновных.

Когда всё надоело

Накануне 8 марта мы встретились с госинспектором этого отдела Светланой Черанёвой, чтобы узнать, легко ли выполнять такую нелёгкую и довольно-таки нервную работу, больше подходящую для мужчин? И как удаётся совмещать её с семейными хлопотами и любимыми хобби?

Светлана, маловероятно, что кто-то мечтает с детства стать госинспектором рыбоохраны. Как вы пришли в эту профессию? Случайно?

– Нет. Меня ещё в школе интересовали проблемы экологии, тем более, что с каждым годом они становятся всё актуальней. В 2013 году я окончила наш политехнический институт по специальности «инженер-эколог». Но было сложно найти работу по профилю, поэтому несколько лет проработала в общепите. Сначала барменом, потом – администратором. А потом мне всё это безумно надоело и захотелось вернуться к призванию, которое ощущала с детства.

– Что, вот так пришли в рыбоохрану, и вас взяли в госинспекторы?

– Я долго искала работу по специальности. Но кому нужен молодой специалист без опыта, особенно если это незамужняя девушка? Спасибо нашему начальнику Александру Венедиктовичу Посадскому, который после 10-минутного собеседования поверил в меня и принял на работу. Он даже ездил со мной в Санкт-Петербург на второй этап собеседования, который проводила конкурсная комиссия, и за дверью «держал за меня кулачки».

Ругаются и оскорбляют

То есть, уютное тепло офиса вы променяли на бесконечные разъезды?

– Так и есть. Катаемся по всей области – от Гдова до Усвят. Сейчас, например, работаем по жалобе из Гдовского района, которая поступила от местной жительницы. Женщина сообщила о незаконном, по её мнению, строительстве на берегу реки. На месте же выяснилось, что дом построили не просто на берегу – несколько свай, на которых он стоит, даже «зашли» в саму речку. Мы встретились с владельцем участка, взяли с него объяснения и разъяснили, в чём он не прав, мужчина сразу же признал свою вину и пообещал всё исправить. При этом, конечно, ему всё равно придётся заплатить штраф и возместить нанесённый природе ущерб.

– Серьёзная сумма выйдет в итоге?

– По одной статье административного кодекса ему могут определить штраф в размере от 3 до 4,5 тыс. рублей, по второй – от 2 до 5 тыс. рублей. Размер ущерба сейчас устанавливают специалисты псковского ГОСНИОРХа, и если окажется, что ущерб крупный, то гражданина могут привлечь и ещё по одной статье. По ней предусмотрен штраф от 2 до 3 тыс. рублей.

– Любопытно, все нарушители так легко признают свои ошибки?

Ну что вы!.. Многие ругаются, оскорбляют, угрожают, пытаются унизить. Не так давно мы проводили на берегу Псковского озера совместные рейды с полицией (выявляли тех, кто въезжает на транспорте в водоохранную зону, проверяли улов), так, пока составляли протоколы, такого в свой адрес наслушались! Спасибо коллегам-мужчинам, которые могли дать отпор – нам-то это сделать гораздо сложнее. Но мы просто выполняли свою работу.

В Псковской области большинство подходов к водоёмам в живописных местах захвачены состоятельными гражданами, которые зачастую устанавливают на своих участках шлагбаумы, что противозаконно и нарушает права остальных граждан, желающих отдохнуть на берегу озера. С этим как-то боретесь?

– Вы верно обозначили проблему, но борьба с ней – не в нашей компетенции. Этим занимаются сотрудники Росприроднадзора. В таких случаях мы можем только разъяснить гражданину, что своим шлагбаумом он нарушает права других, и что его могут оштрафовать за это.

Жучки и паучки

Вы вышли замуж, уже работая в рыбоохране. Как относится муж к вашим постоянным разъездам?

– Иногда ворчит по этому поводу. С другой стороны, он сам работает су-шефом в одном из «туристических» райцентров Псковской области, и его так же часто не бывает дома. Да и вообще, он же знал, на ком женится, и что у моей работы такая специфика.

Как отдыхаете в свободное время?

– С детства очень люблю фотографировать, особенно природу. Нравится заниматься макросъёмкой, а всякие жучки, паучки, божьи коровки – это вообще моя страсть. Сейчас жду – не дождусь, когда придёт весна, и в нашем «рыбоохранном» саду расцветут вишни и яблони. Это просто неописуемо красивое зрелище, от которого руки сами потянутся к фотоаппарату. А ещё у меня просто какая-то ненормальная страсть к вождению.

– Когда она появилась?

– Водительские права я получила в 18 лет, а свою первую машину «ненароком отжала» у папы. Это был ВАЗ-2106. Ну, то есть, он время от времени давал её мне, чтобы я оттачивала навыки вождения, а в итоге вышло так, что я её фактически присвоила. Теперь у меня, правда, другая машина, более новая и современная. Люблю после тяжелого трудового дня сесть за руль и, прихватив фотоаппарат, отправиться на природу.

А готовить вам нравится, или у вас в семье этим занимается муж?

– Хоть он и замечательный повар, готовить дома не любит, и я его понимаю. Поэтому чаще всё-таки стою у плиты я. Если, конечно, не нахожусь в очередном рейде где-нибудь на берегу Псковского озера или Ловати, например.

– Ну а 8 марта кто в вашем доме будет кашеварить?

– Думаю, что в этот день муж не только не позволит мне приблизиться к плите, но и вообще освободит от любых работ по дому. Мне, кстати, больше всего нравится, как он готовит спагетти карбонара и десерт тирамису. А ещё у него просто изумительно получается торт «Наполеон» – все мои коллеги вам подтвердят.

Досье

Светлана Черанёва. Родилась в Пскове в 1991 году. Окончила Псковский политехнический институт. Работала барменом, администратором кафе. С 2016 года – госинспектор отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны СЗТУ Росрыболовства.

Источник: АиФ Псков