Уважаемые члены коллегии,
уважаемые участники заседания!
Начиная доклад об итогах 2017 года, я, прежде всего, хотел бы отметить кропотливую работу по подготовке обновленной Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Это не просто документ для отчетности, а действительно серьезно проработанный, поддержанный отраслевым сообществом, обоснованный подход к задачам на долгосрочную перспективу развития, это документ, который должен и будет использоваться для разработки государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса на будущие годы. Мы сделали в нем упор на экономические показатели отрасли, документ получился, можно так сказать, в большей степени бизнес ориентированным. И в целом, вы видите, что в основе подхода при развитии рыбной отрасли во главу угла мы ставим экономику. Это касается и мер регулирования и стимулирования, это касается и работы подведомственных учреждений, поэтому и начать хотел бы с основных экономических показателей отрасли.
Традиционно на первом месте у нас стоит показатель объема добычи. И особенно хочется отметить, что в 2017 году достигнут рекордный за последние 25 лет уровень – порядка 4,9 млн тонн. За это, без сомнения, высокое достижение выражаю благодарность нашим рыбакам. Рост по сравнению с прошлым годом составил более 124 тыс. тонн или 2,6%, а прирост к уровню 2013 года – порядка 15%.
Одним из главных факторов роста в 2017 году стали дополнительные объемы добычи иваси, скумбрии и сайры – около 75 тыс. тонн. Все это стало возможно благодаря слаженной работе Росрыболовства, отраслевой науки и рыбаков. Понятно, есть ещё нерешенные проблемы, надеюсь, в 2018 году мы их решим. Надо отметить, что по оценкам отраслевой науки дальнейшее освоение данных ресурсов уже в краткосрочной перспективе позволит увеличить показатели добычи водных биоресурсов не менее чем на 200 тыс. тонн.
Важно отметить растущий интерес предприятий к участию в промысле, проектированию и строительство специализированных береговых предприятий именно под данный ресурс. Получаемая продукция уже поступает на российские прилавки, расширяя потребительский ассортимент качественной и доступной по цене рыбной продукцией.
Важным показателем является объём добычи тихоокеанских лососей. В 2017 году вылов составил 351 тыс. тонн, что на 15 тыс. тонн или 4% ниже показателя предыдущего нечетного года.
В целях подготовки к лососевой путине 2017 года Росрыболовством была актуализирована нормативная правовая база, регулирующая добычу тихоокеанских лососей, а также проведен ряд организационных мероприятий, в том числе совместно с органами исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации и рыбопромышленниками. Несмотря на неблагоприятно сложившуюся промысловую обстановку в целом по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну, на Камчатке, в Магаданской области и Приморском крае достигнуты высокие показатели по итогам путины. В период путины проведено 20 заседаний Рабочей группы (штаба) по организации лососевой путины в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных и бассейновых управлений Росрыболовства, контролирующих органов, научных и общественных организаций.
За прошедшие несколько лет нами проделана большая работа по сокращению промыслового воздействия на запас. В частности, введен запрет на использование дрифтерных сетей. По оценкам отраслевой науки, дальнейшие результаты подтвердили обоснованность такого решения.
Подготовлен проект новых Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. В связи с началом снижения численности тихоокеанских лососей в северной части Тихого океана в проект Правил рыболовства включены новые ограничения как в отношении промышленной добычи, так и в области любительского и традиционного рыболовства. Включен запрет на добычу лососей на нерестилищах, а также на применение ставных сетей в море у Восточной Камчатки и на юге Западной Камчатки, вводятся новые ограничения для добычи лососей на Амуре и на Сахалине. Обсуждается вопрос реализации принципа «одна река – один хозяин», сразу могу сказать, что обсуждение идёт только лишь применительно к Сахалинской области, где ситуация с регулированием лососевых вызывает наибольшую озабоченность.
В 2018 году будем осуществлять мониторинг принятых решений, проводить дополнительный ресурсный анализ и, в случае необходимости, принимать более решительные действия ограничительного характера.
Кратко коснусь добычи неодуемых водных биоресурсов.
В этой части имеется существенный потенциал для роста добычи. Рекомендованный объем вылова водных биоресурсов по всем рыбохозяйственным бассейнам в 2017 году составил 1,7 млн тонн. Фактический объем добычи данной категории не превысил 0,5 млн тонн, то есть более 2/3 возможного к изъятию запаса остается недоиспользуемым.
В связи с этим считаю принципиально важными две задачи:
Во-первых, отраслевой науке с представителями рыбацкого сообщества необходимо провести совместную работу по актуализации оценок рекомендованного вылова. Необходимо определить, какие виды и какие районы промысла наиболее перспективны для осуществления добычи с точки зрения возможностей рыбопромыслового флота, и, самое важное, – с точки зрения экономической целесообразности.
Во-вторых, в случаях значительного системного недоосвоения ввиду отсутствия специализированного флота или особых технологий добычи нужно в срочном порядке инициировать работу по устранению подобных пробелов.
В частности, с привлечением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации необходимо предусмотреть меры по строительству специализированного мало- и среднетоннажного флота, который не подпадает под программу инвестиционных квот. Особенно это актуально для объектов рыболовства с невысокой рентабельностью – это Каспийское море, Азово-Черноморский и Западный бассейны.
Производство рыбной продукции по итогам 2017 года также продемонстрировало рост.
Общий объем рыбопереработки, включая консервы, за 2017 год составил около 4,2 млн тонн, что на 3% выше уровня 2016 года.
Если говорить о структуре производства продукции на флоте, то здесь, к сожалению, коренных сдвигов пока не произошло, уверен, что с реализацией программы инвестиционных квот эта проблема будет решаться более динамично. По-прежнему около 75% составляет продукция с относительно низкой добавленной стоимостью. Объем производства филе и фарша составил около 140 тыс. тонн, муки – 70 тыс. тонн. Спасибо тем компаниям, которые уловили тенденции и уже начали трансформацию своего производства.
Определенно радует положение дел с минтаем. По итогам 2017 года впервые за многие годы было произведено более 50 тысяч тонн филе, из которых более трети поступило на внутренний рынок.
Что касается инвестквот на переработку, хочу ещё раз отметить, что мы будем осуществлять не только приемку предприятий, но и мониторинг использования инвестиционной квоты по целевому назначению, что однозначно должно пониматься как производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Для исключения разного толкования скажу, что к этой продукции мы относим филе, фарш, производные от них, а также консервированные продукты.
Теперь несколько слов о внешнеторговой статистике.
В немалой степени экономическую устойчивость рыбохозяйственного комплекса в последние 5 лет поддержала экспортная ориентированность продаж рыбопродукции.
Объем экспортных поставок в 2017 году вырос на 12%, импортных – на 16%. В структуре экспорта традиционно преобладает мороженая продукция с относительно низкой добавленной стоимостью.
Другая особенность нашего экспорта – географическая концентрация поставок. На долю 6 стран стабильно приходится до 80% поставок. При этом важно понимать, что данные страны не являются сами рынками конечного потребления, а фактически осуществляют дальнейшую переработку или дистрибуцию российской рыбы на другие рынки.
На основании приведенных данных по производству, экспорту и импорту можно делать выводы о среднедушевом уровне потребления рыбы и доступном нашим гражданам видовом ассортименте.
Как показал отчетный период, в целом при выполнении нормы продовольственной безопасности мы имеем и негативные эффекты – снижающееся среднедушевое потребление рыбы.
Указанные слабости, а иначе их назвать не могу, по моему мнению, могут быть устранены не только за счет создания новых производственных мощностей, способных производить современную продукцию. Мировая практика показывает, что успех возможен при синхронизации усилий в области производства, логистики и сбыта, в том числе адресного и эффективного продвижения продукции на рынках сбыта. Важной задачей на 2018 год считаю работу с перерабатывающими предприятиями, торговыми сетями для диверсификации поставок. Приоритет в реализации должен отдаваться внутреннему рынку.
В целом за прошедшую пятилетку не могу не отметить устойчивую положительную динамику в рыбохозяйственном комплексе: по экономическим показателям — лучшая динамика по росту инвестиций среди других отраслей, единственная отрасль, где идёт рост основных фондов, но резервы ещё есть. Так, вклад отрасли в национальный ВВП по итогам 2017 года составил 229 млрд рублей. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 2,4%. В 2013 году этот показатель был практически вдвое меньше – 118 млрд рублей. Подобный рост объясняется существенным ослаблением рубля, поэтому его не следует записывать в полной мере в свой актив.
Оборот организаций отрасли в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом на 7% и составил 310 млрд рублей. Совокупный объем инвестиций в 2017 году, по оценкам Росрыболовства, составил порядка 25 млрд рублей. В ходе первого этапа закрепления инвестиционных квот получено заявок на 140 млрд рублей – целевых и понятных инвестиций в строительство флота и береговых предприятий.
Другим важным финансовым показателем является объем поступлений по налогам и сборам. В 2017 году было собрано более 20 млрд рублей, что не превышает более 10% от валового оборота.
Пришло время в целом навести резкость с точки зрения прозрачности финансовых показателей в отрасли с учетом нашей структуры вылова, включающей в себя по большей части высокоценные валютоемкие виды – крабы, лосось, треска и минтай. После процедуры переоформления и перезаключения договоров необходимо провести анализ поступлений налогов и сборов от хозяйственной деятельности по осуществлению рыболовства. К слову, Федеральная налоговая служба уже приступила к данной работе. На этом этапе внимание уже уделено не только рыбопереработчикам, но и рыбодобывающим предприятиям. Это ясный сигнал отрасли, мы эти начинания поддерживаем, главное – избежать перегибов, здесь вместе с ВАРПЭ мы должны отработать четкие критерии и механизмы реализации хартии.
Отдельно отмечу продолжающуюся работу по исполнению поручений Президента России по итогам заседания Госсовета по вопросам рыбохозяйственного комплекса в части сбора за пользование водными биоресурсами и применение единого сельхозналога. В течение прошедших двух лет мы вели работу по обоим вопросам. И в 2018 году должны эту работу завершить внесением изменений в соответствующую нормативную базу.
По нашим оценкам, только за счет внесения изменений в принцип взимания ставки за пользование водными биоресурсами к 2025 году совокупные поступления в бюджет могут составить не менее 12 млрд рублей, что составит порядка 2–3% от оборота отрасли. Но важно, что в этом механизме будет заложен принцип приоритетности поставок рыбы на внутренний рынок.
Не меньше прироста налоговых поступлений мы ожидаем после перехода значительного числа предприятий, находящихся на едином сельхозналоге, к общей схеме налогообложения.
На этом я хотел бы завершить подведение общих итогов деятельности отечественного рыбохозяйственного комплекса и перейти к отчету о деятельности Росрыболовства по отдельным функциональным направлениям. Сразу хочу сказать, что полный отчет представлен в многостраничном докладе.
Фундаментом работы является основополагающая нормативная правовая база.
За истекший 2017 год проведена значительная работа по нормативному, кадровому и правовому сопровождению хозяйственной деятельности Росрыболовства, ведению договорной, претензионно-исковой, правовой, нормативной и особенно отмечу работу в части оперативного регулирования. С участием Росрыболовства приняты следующие нормативные правовые акты:
3 федеральных закона:
– «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)»,
– «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»,
– «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
– 27 правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся сферы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры;
– 52 нормативных правовых акта Минсельхоза России, касающихся сферы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры. Кроме того, в рамках работы по реализации статьи Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при участии Росрыболовства приняты акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления и закрепления квот добычи водных биологических ресурсов на инвестиционные цели.
В текущем году мы готовимся знаковому для отрасли событию – перезаключению и переоформлению договоров о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов, срок действия которых истекает до и после 31 декабря 2018 года. В этой связи приняты все акты Правительства Российской Федерации, регулирующие соответствующие процедуры.
Безусловно, заявочная кампания-2018 – это приоритет работы в этому году, нам предстоит урегулировать проблемы, накопившиеся с предыдущей кампании по перезакреплению, а также региональные нарушения. В целом подходы по устранению понятны, реализация с участием наблюдателей от сообщества будет прозрачной. С мая по август все сотрудники, отвечающие за данное направление, в отпуск не уходят, это касается и территориальных управлений.
Отраслевая наука.
В течение нескольких лет была проведена большая работа по ряду направлений.
Во-первых, успешно функционирует Совет директоров научно-исследовательских институтов Росрыболовства. Стали прозрачными процедуры по определению ОДУ. Решения принимаются в том числе с учетом позиции отраслевого сообщества.
Ввиду сокращения объема государственного финансирования были реализованы мероприятия по повышению эффективности расходования средств:
– состоялось обсуждение планов ресурсных исследований на 2018 год с учетом их приоритетности и стоимости. Благодаря этому удалось не только избежать дублирования работ, но и, обсудив необходимую продолжительность исследований, существенно (счет шел на сотни миллионов рублей) снизить затратную часть, избежав потери необходимой информации для приоритетных видов водных биоресурсов.
– на Дальнем Востоке на базе БИФ ТИНРО произошло объединение научно-исследовательского флота, что позволит в будущем не только эффективно использовать бюджетные средства, но оптимизировать усилия по ресурсным исследованиям.
Во-вторых, заполнены отдельные пробелы в нормативной базе. 24 марта 2017 года вышел Приказ Минсельхоза № 149 об утверждении порядка включения/исключения видов водных биоресурсов из ОДУ. Основной плюс этого Приказа состоит в том, что стала прозрачной процедура принятия решений, связанная с отнесением тех или иных видов к ОДУемым, и основана она на нескольких условиях: освоение 70% и более новых районов добычи, неосуществление ранее рыболовства, существенное снижение запасов. Остальные объекты промысла, вылов которых в течение 3 лет был ниже 70%, а также короткоцикловые виды в перечень ОДУ теперь включаться не будут. Это позволяет, с одной стороны, осуществлять ответственное рыболовство, с другой стороны, – снижать административные барьеры для тех видов водных биоресурсов, которые являются неизбежным приловом.
В-третьих, совместно с Академией наук начата работа над созданием «Комплексной целевой программы научных исследований в интересах рыбного хозяйства Российской Федерации на 2018-2022 гг. и с перспективой до 2030 г.», что позволит прикладной и фундаментальной наукам на системном уровне подходить к решению актуальных задач рыбного хозяйства.
Далее, не могу не отметить проделанную в течение 2017 года работу по формированию концептуального облика научно-исследовательского судна 7-го поколения – по своим техническим параметрам наиболее продвинутого в мире на сегодняшний день. К постройке до 2025 года планируется не менее 3 единиц флота, которые обеспечат качественную промысловую разведку, в том числе и в стратегически важных для нас районах Мирового океана.
Завершая данный раздел, хочу поднять еще одну важную тему. С наукой мы определили два мегапроекта, реализация которых имеет стратегическое значение. Это изыскания в части мезопелагических и глубоководных видов рыб. Данные ресурсы могут нести высокую продовольственную и промышленную ценность. Не менее важная задача – работа по восстановлению ресурсного потенциала нашей самой многоводной реки Волги. Работа будет включать научное обоснование строительства рыбоходных каналов и других мероприятий по восстановлению промыслового запаса, расчет и обоснование потребности в государственном финансировании.
Отраслевое образование.
По состоянию на 1 января 2018 года образовательный комплекс Росрыболовства включает 5 образовательных организаций высшего образования, имеющих в составе 9 филиалов, которые обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов для плавсостава судов рыбопромыслового флота и береговых предприятий отрасли по 29 специальностям среднего профессионального образования, 49 направлениям бакалавриата, 34 – магистратуры, 13 – специалитета, 39 – аспирантуры.
Основными являются специальности и направления подготовки, связанные с работой в море в составе экипажей судов рыбопромыслового флота.
В 2017 году план приема на обучение за счет средств федерального бюджета выполнен в полном объеме. На обучение по программам среднего профессионального образования принято 3,6 тыс. человек, на обучение по программам высшего образования – 5,6 тыс. человек. Выпущено 2,3 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием и 4,9 тыс. специалистов с высшим образованием.
Проблем в этом направлении много, это и качество образования, и недостаточный объём финансирования, прессинг со стороны. Многим институтам удаётся всё решать. Задачи на 2018 год – это реализация указов Президента и, конечно, более плотная работа с работодателями, привлечение их для целевой, адресной подготовки кадров.
Безопасность мореплавания.
Росрыболовство в соответствии с Кодексом торгового мореплавания осуществляет государственный надзор в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
В связи с этим не могу не сказать еще раз о состоянии рыбопромыслового флота. К сожалению, он не обновляется, а проводимые модернизации не снимают в полной мере существующие технологические риски. Это неминуемо сказывается на количестве серьезных аварийных случаев на флоте. Так, по состоянию на 31 декабря 2017 года было зафиксировано 94 аварийных случая. Происшествий, связанных с гибелью членов экипажа, избежать не удалось. В 2017 году погибло или пропало без вести 29 членов экипажа судов рыбопромыслового флота.
Воспроизводство водных биоресурсов.
Вначале несколько слов о повышении эффективности оперативного управления. В течение нескольких лет продолжался и успешно завершился процесс консолидации предприятий под эгидой Главрыбвода, в 2017 году прошло присоединение дальневосточных рыбозаводов.
Отмечу в целом успешную работу по выполнению госзадания по выпуску молоди. В 2017 году объемы выращенной и выпущенной молоди превысили 9,2 млрд шт., что на 2,1% больше уровня 2016 года.
Объемы выпусков за счет собственных средств в отчетном году увеличились на 20,3% и составили 774,4 млн шт. Увеличение данного показателя произошло преимущественно за счет выпусков молоди лососевых – на 193,8 млн шт. больше, чем в 2016 году.
Отдельно расскажу о товарном рыбоводстве. За истекший год в этой области удалось закрепить достигнутые позиции. Так, в 2017 году объем производства продукции товарной аквакультуры составил 220 тыс. тонн, что на 7% выше показателей прошлого года. В том числе было выращено 186 тыс. тонн товарной рыбы, что на 13 тыс. тонн больше, чем в 2016 году. Прирост производства данной категории продукции составил 7,2% относительно показателей 2016 года. Объемы производства посадочного материала также увеличились по сравнению с 2016 годом и достигли 33 тыс. тонн. Прирост в 2017 году составил 6% к уровню прошлого года.
В достижение высказанных ориентиров в 2017 году была инициирована работа по формированию Стратегии развития искусственного воспроизводства водных биоресурсов до 2030 года.
В части осуществления контрольно-надзорных полномочий территориальными управлениями Росрыболовства в течение 2017 года проведено 1980 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по контролю за соблюдением обязательных требований в сфере сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, из них 629 – внеплановых. Таким образом, доля плановых проверок составила 68%. Все проверки были проведены в запланированные сроки.
Повышенное внимание в данной работе уделялось направлению в суды административных протоколов с изъятием запрещенных для применения Правилами рыболовства орудий лова и добытых водных биологических ресурсов, а также транспортных средств для принятия решений об их конфискации и возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. Так, в 83% случаев изъятия орудий лова материалы направлены в суд, что в 4 раза превышает показатели 2016 года, для изъятия транспортных средств направлено в суд 61% материалов, что в 2 раза выше показателей 2016 года.
Помимо более глобальных подходов к решению задач мы думаем и о точечных мерах. Так, уже в этом году предлагается заключение соглашений по перекрестным полномочиям со службами лесных егерей и охотинспекторов, а также внедрение механизма материального стимулирования инспекторов – до 20% от суммы выставленного штрафа.
В части производственной деятельности рыбных терминалов морских портов, находящихся в хозяйственном ведении подведомственного Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс», необходимо отметить работу, проделанную в сфере повышения эффективности управления портовой инфраструктурой.
В первую очередь, была разработана и утверждена «Стратегия развития рыбных терминалов с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, дистрибуции и хранения рыбной продукции». Ее целью является повышение привлекательности российских рыбных терминалов для рыбохозяйственных, торговых, транспортных и иных заинтересованных организаций за счет улучшения качества и конкурентоспособности оказываемых портово-логистических, технических, сервисных и иных услуг.
Реализация указанной стратегии ФГУП «Нацрыбресурс» фактически начата. С 2017 года ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции объектов федеральной собственности морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морском порту Петропавловск-Камчатский (причалы №№ 10-12 в бухте Моховой). Реконструкцию данного объекта планируется завершить в 2019 году и ввести в эксплуатацию в 2020 году. Одновременно предусматривается развитие портовой инфраструктуры на прилегающей к причалам №№ 10-12 территории.
7 сентября 2017 года между Росрыболовством и Правительством Камчатского края с участием ФГУП «Нацрыбресурс» и ООО «Свободный порт Камчатка» подписано соглашение о взаимодействии, которое включает модернизацию перегрузочного комплекса, строительство объектов портовой инфраструктуры и реконструкцию подъездной автомобильной дороги.
В результате реконструкции причалов и модернизации береговых объектов в морском порту Петропавловск-Камчатский будет создан современный портовый терминал, ориентированный на обслуживание рыбопромысловых судов и перегрузку рыбопродукции.
В 2017 году продолжена системная работа по передаче гидротехнических сооружений (ГТС) в долгосрочную аренду с возложением на арендаторов инвестиционных обязательств по строительству и модернизации объектов портовой инфраструктуры (холодильники и другие объекты) с целью создания условий для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обеспечения работоспособного технического состояния ГТС путем проведения арендатором текущих и капитальных ремонтов, поддержанию за счет арендатора проектных глубин у ГТС.
Основной задачей, стоящей перед Росрыболовством в 2018 году в части портовой деятельности, является концентрация государственного имущества, находящегося на территориях рыбных терминалов, для его сохранения и эффективного использования для нужд рыбной отрасли.
В этих целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2017 г. № 521 проведена реорганизация ФГУП «Нацрыбресурс» путем присоединения ФГУП «Калининградский морской рыбный порт». В 2018 году планируется определить финансовые и организационные механизмы для модернизации и дальнейшего использования объектов инфраструктуры рыбного терминала морского порта Калининград с учетом положений Стратегии. В рамках этой работы определятся объемы и возможные источники инвестиций для модернизации портовой инфраструктуры, проводятся переговоры с потенциальными партнерами по развитию.
В 2018 году будет продолжена работа по заключению договоров аренды ГТС и по пересмотру условий отдельных ранее заключенных договоров с целью оптимизации ставок арендной платы и закреплению целевого использования ГТС в интересах рыбохозяйственного комплекса, а также проработка механизмов и условий эксплуатации гидротехнических сооружений, ранее используемых АО «Мурманский морской рыбный порт».
На международной арене в 2017 году Росрыболовство ведет планомерную работу по исполнению задач, поставленных в области международного рыбохозяйственного сотрудничества Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.
В 2017 году организованы и проведены переговоры с иностранными партнерами по вопросам, связанным с реализацией международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Международная деятельность Росрыболовства направлена, прежде всего, на сохранение и дальнейшее развитие сотрудничества в области рыбного хозяйства с традиционными партнерами Российской Федерации в рамках двусторонних межправительственных соглашений.
В качестве приоритетных задач на 2018 год в части международной деятельности Агентства представляется принятие мер по усилению присутствия российского рыбопромыслового флота в зонах иностранных государств и конвенционных районах Мирового океана в целях защиты национальных интересов в области рыболовства на международном уровне, что позволит увеличить объемы добычи водных биоресурсов российским флотом.
Как я говорил ранее, большие перспективы для дальнейшего наращивания вылова присутствуют в малоосвоенных запасах глубоководных и мезопелагических видов водных биоресурсов, в том числе в открытых и конвенционных частях Мирового океана.
Финансовая деятельность.
В 2017 году Росрыболовству утверждены бюджетные ассигнования в размере 14,4 млрд рублей, что ниже уровня 2016 года на 764 млн рублей (5%).
По итогам исполнения расходов федерального бюджета за 2017 год в доход федерального бюджета возвращены бюджетные средства в объеме 647 млн рублей, что составляет 4,5% от объема бюджетных ассигнований 2017 года.
В 2017 году Росрыболовство в целом обеспечило поступление средств в доход федерального бюджета в объеме 28,7 млрд рублей, что на 18 млрд рублей выше 2016 года.
Cчитаю, что с поставленными на 2017 год задачами Федеральное агентство по рыболовству справилось. Год оказался плодотворным. Анализ итогов деятельности в 2017 году позволит нам в том числе правильно установить задачи на 2018 год.
Я уже говорил о необходимости обеспечения роста вылова, выполнения показателей по воспроизводству биоресурсов, устранения недостатков в управлении государственным имуществом. Как всегда, мы ждем качественной работы от научных и образовательных учреждений, а также, как я отмечал выше, предложений по преобразованиям.
В проекте решения Коллегии содержатся конкретные поручения структурным подразделениям Росрыболовства.
В этом году нам предстоит решить ряд больших задач: перезаключение договоров на 15-летний срок, совместная работа с другими органами исполнительной власти по контролю реализации инвестиционных отобранных проектов в рамках механизма инвестиционных квот, а также проведение следующего этапа их распределения.
Отдельно отмечу важность реализации мероприятий по повышению интенсивности и качества промысловой разведки в части перспективных видов водных биоресурсов, способных в среднесрочной перспективе дать существенные приросты наших показателей.
Я также рассчитываю на продолжение конструктивной совместной работы Росрыболовства и отраслевого сообщества.
Благодарю за внимание и желаю всем результативного рабочего года!