В России сформирован беспрецедентный за последние 20 лет по своим объемам портфель заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях. Уровень локализации по материалам достигает 90%, однако в сегменте комплектующего оборудования еще предстоит большая работа по его замене на российские аналоги.
Строить в России
По поручению департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России АО «ЦНИИ «Курс» проанализировал ситуацию в сегменте строительства рыбопромыслового флота в России и уровня его локализации. По данным, предоставленным ИАА «ПортНьюс» АО «ЦНИИ «Курс», по состоянию на май 2018 года совокупный портфель заказов на строительство рыбопромысловых судов в России составлял 47 судов и три судна в опционе.
Так, на ПАО «Выборгский судостроительный завод» заключены контракты на строительство 14 траулеров проектов ST118L-ATF (86 м.), ST-116XL-NP (80,4 м.), ST-116XL-FOR (80,4м) и пр. со сроком реализации 2019 – 2022 годы, на АО «ПСЗ «Янтарь» подписан контракт на строительство 4 траулеров-сейнеров проекта SK-3101R и HS113T, на ОАО «Пелла» заключены контракты на строительство шести среднетоннажных рыболовецких траулеров и одного судна для лова краба, на ПАО «Адмиралтейские верфи» – шесть больших морозильных рыболовных траулеров, на ПАО «Северная верфь» – шесть траулеров-процессоров морозильных и четыре морозильных рыболовных судов ярусного лова, на АО «Окская судоверфь» – шесть средних рыболовных морозильных траулеров, на АО «ССЗ «Вымпел» – один малый рыболовный траулер-рефрижератор.
Между тем, в России продолжается кампания по предоставлению инвестквот «под киль». Как ранее сообщало Росрыболовство, по итогам первого этапа заявочной кампании «Инвестквоты-2018» подписаны договоры на строительство 33 судов рыбопромыслового флота с общим объемом инвестиций в отрасль в 110 млрд руб. В рамках этапа прошли отбор шесть заявок на строительство больших и крупных судов (от 100 м и выше), 27 заявок – на средние и малые суда, 23 заявки – на береговые заводы.
С 1 марта 2018 года начался второй этап заявочной кампании «Инвестквоты-2018», прием заявок продлится до 30 июня 2018 года. Во время второго этапа кампании принимаются заявки в отношении среднетоннажных и малотоннажных судов, а также заводов малой мощности для переработки разнорыбицы (кроме минтая) для Дальнего Востока.
Ожидается, что по результатам кампании «Инвестквоты-2018» будут совокупно подписаны контракты на строительство на отечественных верфях порядка 50 рыбопромысловых судов.
Кроме того, в России имеются хорошие перспективы для строительства относительно недорогих краболовных судов, о чем более подробно читайте в интервью с генеральным директором АО «Нордик Инжиниринг» Виталием Гвоздевым.
Отечественным судам – российские комплектующие
По данным АО «ЦНИИ «Курс», общий уровень локализации строящихся в России судов рыбопромыслового флота (в расчете от общей стоимости судна) составляет 40%. При этом по материалам (металл, кабели, лакокрасочные покрытия и т. п.) он уже достигает 90%, однако с комплектующим оборудованием ситуация пока обратная и уровень локализации здесь составляет всего 10%. В этом сегменте еще предстоит проделать большую работу.
Чтобы эта работа увенчалась успехом и зависимость от иностранных комплектующих заметно снизилась, отечественная промышленность должна успешно вписаться в цепочку поставщиков судостроительных предприятий. Для этого необходимо функционирование единого центра сбора и обработки информации о технических характеристиках и функциональных преимуществах, возможностях отечественных предприятий, существующих мерах господдержки и финансовых механизмах развития новых производств.
В этих целях было принято решение о создании на базе АО «ЦНИИ «Курс» Центра импортозамещения судового комплектующего оборудования (Центр СКО), который будет являться ключевой структурой по научно-методологическому сопровождению деятельности департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России.
В настоящее время из 107 позиций плана импортозамещения 85% приходится именно на долю СКО. Успешное выполнение этого плана создаст мультипликативный эффект для всех сегментов судостроительной промышленности и смежных производств, будет способствовать промышленному росту и развитию несырьевого сектора реальной экономики.
Помимо низкого уровня локализации СКО, имеются и другие проблемы в сфере строительства рыбопромыслового флота на отечественных верфях. Так, представители рыбопромысловых компаний часто указывают на риски срыва графиков строительства судов. Как ранее заявлял президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев, российская судостроительная отрасль не имеет опыта строительства крупнотоннажных рыбопромысловых судов и заказ таковых на отечественных верфях является рискованным. Имеются случаи задержки сдачи судна на несколько месяцев. Эту проблему также предстоит решать. Представляется, что ключевым моментом здесь является обеспечение серийности и регулярности заказов. Это будет способствовать снижению сроков и стоимости строительства, а также наработке необходимых компетенций, на что также направлены усилия департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России и Росрыболовства.
Источник: PortNews