На еще недавно режимном объекте в Конаково уже в ближайшее время планируют принимать туристов, которых угостят царской рыбой и покажут «роддом», где появляются на свет мальки. Тверские журналисты стали одними из первых, перед кем открыло свои двери хозяйство, в котором разводят осетров.
Собственно, поводом к написанию этого материала послужило даже не это событие, а праздничный день – 8 июля. Еще с конца 1960-х прошлого века второе воскресенье второго месяца лета именовалось особо – День рыбака. Так страна подчеркнула важность этого промысла в экономике и сделала рыбацкую профессию престижной.
Конечно, с размахом этот праздник отметили в традиционно рыбных регионах – на Дальнем Востоке, Балтике, в Заполярье, на Черном и Азовском морях, на Каспии. Но воскресный день не остался незамеченным и в сухопутных регионах страны, в том числе в тверском. Надо признать, что вклад нашей области в сохранение и приумножение поголовья осетровых в России немалый – 10% от всех выпусков этих «краснокнижных» рыб в водоемы страны приходится на Конаковский филиал ВНИИПРХ.
Сплошная дичь
Большое, просторное помещение с десятком бассейнов – главный цех рыбзавода. Над мутной водой то и дело появляются огромные черно-белые спины. Подходим к краю рукотворного водоема, в считанные секунды он буквально вскипает от всплывающей на поверхность рыбы.
– Не удивляйтесь. Они реагируют на присутствие человека. Чувствуют, что сейчас будут кормить, – рассказывает 30-летний начальник цеха воспроизводства Александр Мищенко, за плечами которого опыт работы на астраханском и нидерландском рыбзаводах. Два года назад мужчина вместе с семьей переехал в Конаково. На вопрос “почему”, ответил свойственно профессии: рыба ищет, где глубже.
– Как-то у вас тут мрачновато, – замечает наша группа, кидая взгляды на тусклое освещение и поржавевшие от давности трубы.
– Еще бы, ведь этому цеху пятый десяток, и здесь, кстати, немало старожилов, – с гордостью заявил уроженец Астрахани Александр. – Нужен ли ремонт? Конечно, и в планах он есть. Намечен ремонт корпуса завода с заменой трубопроводов и оборудования насосных станций, уже есть разработанный проект.
История завода начинается с 1 октября 1968 года, когда было принято соответствующее постановление совета министров РСФСР. Изначально предприятие было предназначено для разработки биотехнологий выращивания карпа и форели. Но затем на заводе был образован полигон для разработки научных основ аквакультуры с использованием сбросных теплых вод энергетических объектов, то есть с ГРЭС. И именно в Конаково впервые в мировой практике разработали полноцикловую технологию: содержание осетровых в неволе, получение от них потомства и выращивание товарной рыбы.
За длительное время работы была создана коллекция редких и исчезающих видов осетровых рыб – сибирского осетра из рек Лена, Обь и озера Байкал, стерляди европейского и сибирского происхождения, русского осетра, белуги, бестера, сахалинского осетра.
В больших бассейнах плавает маточное стадо: 400 особей стерляди и 200 – осетра. Это уже элита. Средний возраст – 20 лет, но есть самки сибирского осетра, живущие на заводе с момента его открытия.
– У нас уникальное маточное стадо, – рассказал первый замдиректора Алексей Мышкин. – Ученые института ВНИИПРХ долгое время у нас изучали влияние искусственных условий на качество рыб, так как у нас не велась специальная селекционная работа по созданию полезных для человека признаков. Недавно они заключили: показатели первых рыб, взятых из дикой среды, и их потомства не разнятся. Так что, можно сказать, выросшие у нас особи находятся в первозданном виде и их вполне можно приравнять к диким.
Добро пожаловать в детсад
Из старого цеха, крыша которого уже поросла травой, переходим в новенькое белоснежное здание – гордость завода. Здесь производятся на свет и подрастают маленькие осетрята.
Решение о реконструкции предприятия по осетроводству было принято еще в 2009 году. Первую сваю нового корпуса забили уже в сентябре 2012-го. Однако до конца года удалось установить лишь металлический каркас рыбоводного корпуса. Спустя два года работа продолжилась в рамках федеральной адресной инвестпрограммы, и уже с конца 2016-го началась отладка технологического оборудования. И в 2017 году новый цех был полностью готов к работе.
Первая рыба, поселившаяся в рыбоводном корпусе, – легендарный сибирский осетр. А за первые 6 месяцев 2017 года здесь было выращено более 800 тысяч штук молоди стерляди – количество большее, чем ежегодно в прежние времена.
Условия здесь стерильные. Даже вода курсирует по замкнутому циклу, очищаясь через систему фильтров. Цех рассчитан на производительность молоди до 3-5 граммов, то есть жить малышам в этом цехе до полугода. Здесь установлены специальные бассейны для оплодотворенной икры, а также инкубаторы для мальков. К слову, из килограмма икры можно получить до 15 тысяч рыбех, но из них выживут лишь около 60%. Это, как пояснил Алексей Мышкин, зависит от качества маточного стада, воды и корма. Изначально в одну ванну сажается 8-10 тысяч мальков, по мере роста идет их рассадка.
Мощности нового рыбоводного корпуса позволят увеличить выпуск стерляди до 1,2 млн штук, выращивать свыше 5 тонн рыбопосадочного материала осетровых видов, проводить многочисленные научно-исследовательские работы.
– В этом году мы уже выполнили госзадание – выпустили 960 тысяч штук молоди стерляди в водоемы Волжского бассейна, – рассказал Алексей Мышкин. – Сейчас на предприятии около 30 тонн товарной рыбы, в том числе ремонтной. Это – будущие родители. Пройдет еще 5-7 лет, и они станут половозрелыми особями. А что удивительного? Осетру надо расти лет 8, белуге – в два раза больше.
– А что это мальки у вас кверху пузом плавают? – обеспокоенно поинтересовалась, вспомнив, что такую позу рыбехи в моем аквариуме занимали в последние минуты своей жизни.
– Это – навык, выработанный исключительно в искусственных условиях, – пояснил Алексей Мышкин. – Мы кормим сухими кормами, которые остаются на поверхности. Вот и выдрессировалась наиболее активная молодежь, не желающая дожидаться, когда еда окажется на дне.
На этот вопрос, по всей видимости, представителям предприятия придется отвечать не единожды. В ближайшее время к подрастающим осетрам начнут пускать туристические группы. Сейчас этот вопрос на стадии проработки.
– Люди должны понимать, что в этом цехе есть четкие ограничения: нельзя опускать руки в ванны, нужно одевать бахилы, халаты и проходить через дизбарьеры, – поведал планы Алексей Мышкин. – От этого зависит жизнь стада. Недаром же эту рыбу называют царской – к ней уход и внимание должны быть соответствующими.
Справка «МК»: В 1967 году на Конаковский осетровый завод завезли молодь ленского осетра. От 50 самок потомство разошлось по всему миру – во Францию, в Китай, Бразилию, Болгарию, Данию, Голландию и Германию. По большому счету, все нынешние осетры на рыбьих фермах – потомки одних родителей.
Источник: МК Тверь