Рыбаки просят бюджет доплатить за новые суда
Как стало известно “Ъ”, Росрыболовство предлагает субсидировать из бюджета не менее 25% стоимости строительства малотоннажного рыбопромыслового флота. Для этого в ближайшие пять лет потребуется 3 млрд руб., из которых 500 млн руб.— уже в этом году. Государство и так активно поддерживает и судостроение, и рыбную отрасль, но там называют имеющиеся механизмы неподходящими для малотоннажного флота. В Минпромторге считают нужным как минимум доработать инициативу, определив размер субсидий по каждому проекту.
В рамках поручения премьера Дмитрия Медведева Росрыболовство подготовило предложения по господдержке строительства малотоннажного рыбопромыслового флота. В письме ведомства от 22 июня в Минпромторг (есть у “Ъ”) речь идет о компенсации из бюджета не менее 25% стоимости такого судна при вводе в эксплуатацию. Для этого нужно выделить 3 млрд руб., из которых 500 млн уже в 2018 году, а в следующие четыре года — по 625 млн руб. Предлагается построить по 10–15 судов для Азово-Черноморского, Волжско-Каспийского и Западного бассейнов, 20–25 — для Северного, 20–30 — для Дальневосточного. Как следует из презентации, при целевом объеме вылова по этим регионам в 360 тыс. тонн в 2018–2025 годах будет построено 100 судов более чем на 23 млрд руб. при госсубсидиях в 5,8 млрд руб.
В эту же программу Росрыболовство хочет включить и малотоннажные суда, на которые уже выделяют инвестквоты на вылов (под обязательство строить флот или рыбопереработку). Как сообщил замглавы агентства Петр Савчук на заседании рабочей группы по строительству рыбопромыслового флота, на втором этапе заявочной кампании на Дальнем Востоке не подано ни одной заявки на малотоннажные суда, хотя на инвестквоты 2017–2018 годов для малотоннажного и среднего флота в регионе выделено 77,2 тыс. тонн рыбы, 18,9 тыс. тонн распределено в этом году.
Как пример малотоннажного проекта Росрыболовство приводит судно длиной 25 м и шириной 7 м, срок строительства — 14–16 месяцев. Ежегодный вылов — 1,5 тыс. тонн, 350 тонн — инвестквота. Выручка — 50 млн руб. в год, чистая прибыль — 20 млн руб., стоимость строительства — 150 млн руб. с учетом серийности (для Северного и Дальневосточного бассейнов — 300 млн руб.) Срок окупаемости — восемь лет при норме доходности 10%.
Идея Росрыболовства вызвала вопросы у Минпромторга. По словам заместителя главы департамента судостроения министерства Николая Шабликова, «размер компенсации 25% нужно отдельно смотреть», не исключено, что это позволит другим владельцам судов говорить о недостаточности мер их господдержки. Он напомнил, что с 2009 года субсидируются ставки по кредитам и лизингу, но рыбаки так и не пользовались этим, хотя транспортный сегмент построил более 100 судов. В 2017 году запущен и судовой утилизационный грант. В Минфине сообщили, что предложений Росрыболовства не видели. В Минпромторге добавили, что при определении конкретных условий поддержки необходимо исходить из потребностей и возможностей как заказчика, так и исполнителя.
На совещании рыбопромысловики отмечали, что сейчас механизмы господдержки зачастую не применимы к отрасли, а строить малотоннажные суда в РФ очень дорого. Представитель Объединенной судостроительной корпорации отметил, что компания готова строить серийно малотоннажные суда, тогда цена и сроки будут меньше, а головные заказы «неимоверно дороги».
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев говорит, что малые и среднетоннажные суда в основном и ведут промысел минтая, сельди, камбалы, наваги, хамсы, кильки и т. д. в прибрежной зоне, их много в Азово-Черноморском бассейне, на Балтике. На Дальнем Востоке 100–120 таких судов, но 15–20 лет назад их было в четыре раза больше, заметил господин Зверев. Есть разрыв между финансовыми возможностями рыбопромысловиков и аппетитами верфей, подчеркнул он, «серийность могла бы облегчить ситуацию, но заказчики — небольшие предприятия». Механизм инвестквот для малотоннажных судов заведомо невыполним, уверен Герман Зверев, квота дается на несколько видов рыбы, но в небольших объемах, однако для их вылова требуется разное оборудование. Предложение о субсидировании строительства выглядит правильным, заключает он.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что адресная поддержка нужна из-за отсутствия опыта серийной реализации строительства малотоннажного флота, экономическая эффективность постройки новых судов в РФ ниже, чем за рубежом, и критически ниже, чем покупка подержанных судов. Но нужна и поддержка финансирования типовых проектов судов, добавляет эксперт, и проработка локализации оборудования для них.
Источник: КоммерсантЪ