Глава Росрыболовства Илья Шестаков высказался по вопросам устойчивого промысла на 23-й Конференции Министров рыболовства стран Северной Атлантики, которая проходит в Торсхавне на Фарерских островах 27-28 августа 2018 года.
В своем докладе «Пелагический комплекс Северо-Восточной Атлантики. Достижения и проблемы управления промыслом» он обратил внимание на трансграничность и трансзональность популяций основных промысловых видов, что требует управления промыслом в соответствии с Соглашением ООН по трансграничным рыбным запасам 1995 года для обеспечения его устойчивости.
Соответствующие управленческие решения должны приниматься на основании рекомендаций Международного совета по исследованию моря (ИКЕС) и Комиссии по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК). Кроме того, в регионе действуют двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения в области рыболовства, а на консультациях прибрежных государств ежегодно определяются меры регулирования, в том числе объемы общего допустимого улова и соответствующих национальных квот.
Шестаков подчеркивает, что введение минимального промыслового размера позволило в 1980-е годы восстановить запасы после известного коллапса, что и позволило возобновить полномасштабный промысел. Да, порою возникают сложности при оценке запасов и прогнозированию, как, например, в нулевых годах были жаркие споры относительно выбора между норвежской моделью SEASTAR и российской TISVPA, когда, в итоге, удалось прийти к согласию на основе совместной модели TASACS. В последние два года для оценки запасов используется методика XSAM, что привело к существенным изменениям в оценках текущего состояния запаса и перспектив промысла. Илья Шестаков считает, что «в случае пересмотра правил для сельди на основе принятого в ИКЕС изменения концепции MSY, может произойти более чем двукратное снижение рекомендуемых объемов вылова».
Что касается запасов путассу, прибрежные Норвегия, Исландия, Фарерские острова и ЕС, а также РФ со статусом наблюдателя, в целом соглашаются с общими объемами вылова, рекомендуемыми ИКЕС, однако не могут согласовать размеры национальных долей, поэтому фактический вылов превышает рекомендованный, что в обозримом будущем может привести к снижению запаса и соответственно падению общего допустимого улова.
По скумбрии мы также наблюдаем негативную динамику, и, опять же, основная проблема в отсутствии с 2010 года консенсуса по национальным долям между прибрежными государствами (Норвегия, ЕС, Исландия и Фарерские о-ва).
В настоящее время, оценка проводится на одновидовой основе, однако даже при таком подходе, например, для сельди, пока есть заметные разночтения. С одной стороны, комплексное регулирование неизбежно затруднит оптимизацию управления, а, следовательно, и противоречия между заинтересованными сторонами. С другой, будут органично учтены межвидовые связи, промысел станет более сбалансированным, а обмен квотами между странами, прибрежными относительно всего пелагического комплекса существенно облегчится.
«Прежде чем переходить к многовидовому управлению пелагическими запасами, требуется тщательная проработка и согласование принципов и целей подобных нововведений. Однако главным условием оптимального и эффективного промысла на долгосрочной основе должны стать внятные общеобязывающие соглашения по данным вопросам», – резюмировал Илья Шестаков.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства