Когда суда Океанрыбфлота ровной шеренгой выстроены у причальной стенки, на их фоне с удовольствием фотографируются туристы. Но увидеть их на пирсе можно только один раз в год, после завершения зимней промысловой экспедиции. Остальное время они трудятся в традиционных районах промысла, добывают минтая, кальмара и сельдь, осваивая выделенные государством квоты.
Сейчас все 14 единиц промыслового флота в Беринговом и Охотском морях, а также в районе тихих, пустынных и туманных Северных Курил. Там рыболовные суда «Московская Олимпиада», «Бакланово» и «Борисов» ловят кальмаров, и это – самый непредсказуемый и глубоководный объект промысла.
«Мы вышли в рейс после ремонта и в пути настраивали новое оборудование, – говорит капитан-директор «Московской Олимпиады» Александр Николаевич Пенкин. – Вначале было трудно, экипаж еще не сработался, но дней через 10 мы уже вышли на хороший уровень, подъемы были по 30–40 тонн и больше. В отличие от минтая или сельди трал с кальмарами и не должен быть сильно «набит»: выловленный моллюск быстро белеет и теряет товарный вид, нужно успеть его в короткие сроки обработать, чтобы сохранить полезные свойства и качество продукта. Потому у нас принцип рыбалки немного иной: небольшие подъемы, но быстрая переработка. С кальмаром работать довольно сложно: еще не придумали в мире такую машину, чтобы положить тушку на линию и в конце конвейера получить готовое филе, как при обработке минтая и сельди. Здесь много ручного труда, зато на выходе получаем свежий и высококачественный деликатесный продукт, выловленный и произведенный прямо в море».
«Хорошая продукция, отвечает современным требованиям, ничего не скажешь, всё – согласно технологии. Мы спокойны за свой товар», – подтверждает помощник капитана по производству Иван Иванович Косов. В Океанрыбфлоте он работает 44 года – с первой практики. Правда, и не думал тогда, что на всю жизнь свяжет себя с морем.
«Многих знаю: уезжали из Москвы, Ленинграда, устраивались на работу, думали 2–3 года поработать и вернуться… Но вдали остались и Москва, и Ленинград, так и работают на Камчатке, и я так же», – смеется Иван Иванович.
В работе он крайне требователен, бывает жестким, что объясняется просто: завод не может простаивать, это – круглосуточный безостановочный конвейер. Времени на обучение новичков очень мало, а невыполнение плана ударит рублем по карманам всего коллектива. Потому и нервничает завпроизводством. Летом этого года по давно устоявшейся традиции на всех судах компании проходили практику курсанты мореходных училищ из разных городов России. К их чести – никто не списался, несмотря на то, что для многих из них тяжелый рыбацкий труд в суровых северных широтах оказался в новинку. Трудно предсказать, сколько ребят вернется в компанию после окончания учебных заведений. Для работы в море требуются характер, стальной стержень, сила, выносливость, целеустремленность и трудолюбие. К сожалению, далеко не все обладают такими свойствами. Но тех, кто прошел испытание морем, ждет неплохая и довольно стремительная карьера.
На рефрижераторе «Канариан Рифер» третьим помощником капитана трудится Илья Куликов. Недавно он окончил специализированный колледж в Санкт-Петербурге, девять месяцев проходил практику на рыболовном судне Океанрыбфлота «XX Съезд ВЛКСМ», затем ушел в армию, а после вернулся на Камчатку: «Меня пригласили в Океанрыбфлот, и я очень рад. На транспортных судах работать интересно: заходишь в иностранные порты, видишь мир, к тому же учишься уже на деле штурманскому мастерству, занимаешься оформлением документов. Я считаю, это самая лучшая практика для начинающего штурмана. Тем более если ты работаешь на предприятии, где нормально платят и работа стабильная. Компания и в самом деле хорошая, правда».
Еще один недавний выпускник Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа Илья Леонов сегодня работает четвертым помощником капитана на рыболовном судне «Хотин». Он тоже не жалеет, что выбрал профессию моряка. На «Хотине» экипаж сплоченный, дружный, и юному штурману всегда помогут.
«Хочется продолжить карьеру в Океанрыбфлоте, – делится Илья. – В Санкт-Петербурге меня ждет девушка, но что делать, такая у меня работа, придется ждать. Я здесь, видимо, задержусь. Ведь и опыт хороший, и зарплата достойная, и возможность карьерного роста».
Настрой у ребят серьезный, но впереди долгая и невероятно суровая зима, которая и покажет, хватит ли у них сил на дальнейшие испытания. Штормы могут хозяйничать несколько суток подряд, срывая работу флота, а могут постоянно сменять друг друга, не давая морю успокоиться, и таких дней в рейсе будет немало. Экипажам рефрижераторных судов легче: они в постоянном движении, их жизнь более разнообразна. Алексей Петрович Малеев, капитан «Канариан Рифера», еще на заре своей карьеры предпочел транспортный флот промысловому. В высшем ранге капитана он всего второй год, но готов поделиться впечатлениями и первым опытом.
«Плох тот матрос, который не мечтает стать капитаном, – смеется Алексей Петрович. – Конечно, это новая работа, новые обязанности. Нужно, как в любой профессии, набить руку, а порой и шишки, пока не появится уверенность. Конечно, поначалу я опасался, был слишком осторожен, но со временем это исправляется».
Осенний рейс «Канариан Рифера» не обошелся без приключений: пережили несколько тайфунов и обошли весь северо-восток, собирая с судов готовую рыбопродукцию. Сначала у берегов Японии перегрузили в свои трюмы дальневосточную скумбрию и тихоокеанскую сардину. Рыболовное судно «Министр Ишков» впервые с советских времен вышло на этот полузабытый вид промысла и уже несколько месяцев успешно трудится в теплых водах вблизи Японии. Капитан-директор рыболовного судна «Министр Ишков» Михаил Васильевич Стычкевич говорит, что это для него новый вид промысла, потому особенно интересен, ведь смена деятельности – лучший отдых.
«Для нас год был стабильным, «Министр Ишков» добывал и минтая, и сельдь. За 56 дней рейса мы освоили 3 400 тонн минтая и 400 тонн филе сельди. Потом ушли на лососевую путину, сначала на восток, где рыбалка была нестабильной, затем на западное побережье, где были большие подходы лосося и мы огромными темпами круглосуточно принимали красную рыбу на переработку по 100–150 тонн в сутки. Рыба шла хорошо, но нас ждала основная работа: мы должны были осваивать свои квоты на минтая, сельдь и кальмара. А главное – ждал новый промысел. Наши суда «Министр Ишков» и «Владимир Бабич» были направлены осваивать скумбрию», – рассказывает Михаил Васильевич.
«Новый старый» вид промысла уже себя оправдал. Несмотря на то, что большинство членов экипажа не застало вылов скумбрии в СССР, азарт охватил всех. Эта рыбка любит теплые воды и обитает в поверхностных течениях. Она подвижна и ловится при скорости судна не менее шести узлов, нужно ее догнать, чтобы добыть. Старые рыбаки говорят, что это самая красивая рыбалка: трал почти на поверхности, виден издалека. Накануне ухода на промысел Михаил Васильевич сообщил, что его любимый объект добычи – сельдь: она очень быстрая, за ней нужно гоняться, а минтай – рыба скучная и неподвижная. Любопытно, изменится ли мнение капитана после освоения скумбрии – тоже быстрой, да еще и предпочитающей теплые воды? Узнаем позже, а пока промысловая экспедиция в разгаре.
В далеком Беринговом море, куда далее отправился «Канариан Рифер», рыбалка тоже идет полным ходом. Тайфун задержал рефрижератор на несколько дней, и теперь главная задача – наверстать потерянное время. Траулеры «Иртышск», «Мыс Олюторский», «XX Съезд ВЛКСМ», «Анатолий Пономарёв», «Хотин» и «Матвей Кузьмин» должны быть срочно разгружены: рыбалка не может быть остановлена и перегруз идет круглосуточно. 4 трюма «Канариан Рифера» стремительно заполняются. Работа не прекращается и ночью. Мороженый минтай и филе минтая, сельдь мороженая и филе, тушка и филе кальмара, икра, консервы, мука кормовая – весь этот груз равномерно распределяется в трюмах с помощью матросов-тальманов под руководством грузового помощника капитана Максима Владимировича Сычева. «Груз надо доставить в целости и сохранности, – подчеркивает он. – Мы немного задержались, потому сейчас интенсивность большая, пароходы подходят один за другим, перегружаем сразу с двух бортов, спать не приходится, сейчас самые напряженные трудовые будни».
Грузовая вместимость «Канариан Рифера» – 5 тысяч тонн. Чтобы заполнить его трюмы, экипажу транспортного судна потребовались несколько дней перехода и неделя перегруза. Далее его путь лежит в порт, а рыболовные суда вновь отправляются в районы промысла.
В Олюторском заливе ловят самую вкусную в мире сельдь с одноименным названием – олюторская. Крупная, жирная, вкусная, а главное – качественная и свежая, эта рыбка часто украшает праздничные столы россиян. Капитан-директор «Хотина» – Владимир Александрович Наумов. Опытный моряк, из числа тех, кто дома скучает по морю, а в море мечтает скорее вернуться домой.
«У меня окна квартиры выходят на бухту, – с улыбкой говорит капитан, – так я смотрю на суда, которые уходят или возвращаются, и сразу определяю тип судна, его загруженность, наш или не наш. Работа в море интересная, а работа капитана – это ответственность вдвойне. У тебя за плечами 90 человек, всех надо привезти живыми и здоровыми, да еще и обеспечить экипажу заработок: мы ведь все идем в море, чтобы заработать. Коллектив большой и очень разный: и по возрасту, и по характеру, и по национальности, и все должны найти общий язык и спокойно работать. У меня много помощников, и мы действительно одна семья в работе и в личной жизни вместе. Знаете, иногда такие телеграммы приходят… и свадьбы, и разводы, и рождение детей… мы переживаем такие новости все вместе. Иначе в рыбацком коллективе нельзя».
Промысел олюторской сельди по правилам рыболовства начинается 1 ноября, чуть больше месяца интенсивной рыбалки – и снова в порт. Подготовка к главной, зимней минтаевой экспедиции не занимает много времени: получить снабжение, укомплектовать экипаж – и в путь, теперь надолго. До мая следующего года. Трудиться в штормовых условиях, любоваться редкими закатами в короткий перерыв на отдых, скучать по дому и по семье – наверное, не каждый сможет это выдержать. А если прибавить сюда ледяной и шквалистый ветер, постоянную нудную качку и однообразный серый горизонт, так отпадут последние сомнения в том, что камчатские рыбаки – самые мужественные и выносливые люди, настоящие мужчины. Все без исключения – от матроса до капитана.
Георгий Юрьевич Перегудов – капитан-флагман ПАО «Океанрыбфлот». 19 лет назад он пришел в компанию на практику и за 12 лет преодолел путь от матроса обработки до капитан-директора. Еще через 6 лет стал начальником промысловой экспедиции.
«Что хорошо в Океанрыбфлоте: работай ответственно и тебя заметят, доверят все более ответственные должности, – говорит он. – Простой работы в море не бывает. Не думаю, что матросу обработки легко. У каждого своя специфика. Когда ты капитан, отвечаешь за свое судно и свой экипаж. Когда ты флагман – за все 14 промысловых и 4 транспортных судна плюс танкеры. Ты должен иметь капитанский опыт, знать район промысла, особенности рыбалки, обладать интуицией. Ответственность мобилизует. Все члены экипажа выполняют свою работу, простого в нашей работе я ничего не вижу. Каждый вид промысла по-своему интересен. При добыче кальмара всегда экспериментируешь, ставишь трал по течению, против течения, учитываешь фазы Луны, температурный режим, особенности грунта. Минтай проще: увидел его – поставил трал, перемещаешься за ним. Сельдь – рыба пугливая и быстрая, вроде уже заходит в трал, но чуть ход судна падает – она уходит в сторону, и все заново. Мне лично интереснее добывать минтая, но в принципе суть промысла всегда одна – нашел, поставил, поймал».
За время экспедиции встречаешься с сотнями людей. У каждого – своя судьба, свои причины выбрать море. Кто-то идет по стопам отца, кто-то с детства мечтает о море, а кто-то попал случайно и остался навсегда. Пароход для них – второй дом, и сухопутному человеку трудно объяснить, чем завораживает море, почему рыбака тянет в рейс. Моряки и сами этого объяснить не могут.
«Самый обычный год», – говорят капитаны о 2018-м. Да, по темпам освоения квот и производству рыбопродукции он самый обычный. И все-таки он особенный, потому что юбилейный. 50 лет исполнилось Океанрыбфлоту, и впереди много планов по развитию компании – от строительства судов до расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Источник: Рыбак Камчатки