В госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса» появится новый критерий оценки успеха ее реализации: количество судов, построенных в рамках программы выделения квот на добычу «под киль».
В настоящее время согласовано уже строительство 33 судов, также ведется проработка программы строительства малотоннажных и научно-исследовательских судов. Уровень локализации некоторых из них достигает 60%.
Игра по-крупному
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Росрыболовстве, всего в рамках кампании по предоставлению инвестквот «под киль» планируется строительство 22 рыбоперерабатывающих предприятий и 33 крупно- и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота. При этом объем инвестиций предприятий Дальнего Востока в строительство судов оценивается в 41 млрд руб., предприятий Севера в 64 млрд руб.
Для строительства всех судов уже определены верфи.
Шесть траулеров длиной 108 м каждый для дальневосточной «Русской рыбопромышленной компании» построит Адмиралтейская верфь, три траулера-сейнера длиной 50 м для камчатского Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина – «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».
С заводом «Северная верфь» заключены контракты на строительство девяти судов: двух ярусоловов-процессоров длиной 58 м для ООО «РК «Вирма» и одного для ООО «Глобус», двух траулеров-процессоров длиной 81 м для АО «Рыбпроминвест», по одному траулеру-процессору длиной 81 м для АО «Карат-1», АО «Альтернатива», ОАО «Карельские морепродукты» и «Мурманский губернский флот».
«Выборгский судостроительный завод» построит четыре траулера-процессора длиной 86 м для АО «Архангельский траловый флот», по одному траулеру-процессору длиной 80 м для ООО «Компания ЛКТ», ООО «Норд Пилигрим» и «Атлантрыбфлот» и двух траулеров – для ООО «РК Вирма».
На заводе «Пелла» будет создано четыре рыболовных морозильных траулера длиной 69 м в рамках программы инвестквот: два – для ЗАО «Мурмансельдь 2», ООО «РК «Заря» и ООО Компания «Андромеда».
С «Ярославским судостроительным заводом» заключили контракты АО «Стрелец» и АО «Эридан» на строительство двух средних рыбопромысловых морозильных траулеров длиной 61 м, с заводом «Вымпел» – ООО ПТФ «Карелрыба» по строительству траулера-свежьевика длиной 35 м.
Ряд судов уже находятся в высокой степени готовности.
Так, «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» начал швартовные испытания головного траулера-сейнера проекта SK-3101R «Ленинец» в конце января 2019 года. В настоящее время техническая готовность траулера превышает 90%. Головной траулер проекта SK-3101R «Ленинец» был заложен в июле 2016 года, спущен на воду в ноябре 2017 года, передача его заказчику запланирована на I квартал текущего года. Два других судна серии, «Командор» и «Ударник», также спущены на воду и готовятся к началу швартовных испытаний.
На ОАО «Пелла» 26 декабря 2018 года состоялась торжественная церемония спуска на воду головного судна проекта 03070 «Русь» – первого в России специализированного судна для добычи краба. Судно спроектировано конструкторским бюро «Пелла» совместно с заказчиком – дальневосточной компанией ООО «Антей». Контракт на строительство заключен в июне 2017 года. Завершение строительства намечено на III квартал 2019 года.
В свою очередь, на «Выборгском судостроительном заводе» 5 декабря 2018 года состоялась торжественная церемония спуска на воду головного траулера-процессора проекта KMT01 «Баренцево море», строящегося по заказу АО «Архангельский траловый флот».
Прогнозируемый эффект программы предоставления инвестквот «под киль» с точки зрения экономики оценивается на уровне не менее одной трети от общего объема вложений.
Краболовное судно «Русь»
Большое значение при строительстве рыбопромыслового флота имеет локализация производства и импортозамещение оборудования: силовых установок, рыбопоискового и перерабатывающего оборудования, средств навигации, а также покрытий и материалов. В соответствии с нормативно-правовой базой, доля произведенного на территории России судового оборудования не должна быть ниже 30% от общей стоимости судна.
Как удалось выяснить ИАА «ПортНьюс» в соответствующих верфях, во многих случаях доля российского оборудования будет находиться на минимальной отметке около 30%: например, на упомянутом краболове «Русь», на траулере-процессоре «Капитан Соколов», заложенном на «Северной верфи». Речь идет о металле, судовых сталях, трубопроводах, электронасыщении (кабели, трансформаторы и т.д.), изоляционных материалах, лаках и красках. Примечательно, что краска для краболова «Русь» норвежского бренда «Йотун» поставляется с локализованного на территории Ленинградской области предприятия.
Есть примеры и более высокого уровня локализации. Например, доля российского оборудования и материалов для ярусолова-процессора проекта МТ1112XL, строящегося на «Северной верфи», составит порядка 40%. А на головном траулере проекта СТ-192 ее планируется довести уже до порядка 60%.
Кроме того, Росрыболовство планирует обновить и научно-исследовательский флот. В настоящее время данный вопрос прорабатывается: рассматривается возможность строительства до семи научно-исследовательских судов (НИС). О НИСах Росрыболовства мы также писали ранее >>>>
Мелочь, а приятно
Помимо крупнотоннажных рыболовных судов существует высокая потребность в обновлении маломерного рыбопромыслового флота, для чего также планируется применять меры господдержки.
Дело в том, что малотоннажный и среднетоннажный флот, который используется для промысла в Азово-Черноморском, Волго-Каспийском, Западном бассейнах значительно изношен, его возраст в среднем превышает 30 лет. На Каспии специализированный морской флот для добычи неквотируемых объектов практически отсутствует, в связи с чем вылов каспийской кильки составляет менее 5% от рекомендованного вылова.
Заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов в ходе совещания в Росрыболовстве 6 февраля 2019 года сообщил, что проект механизма господдержки предполагает заключение контракта между заказчиком судна и верфью с 10% оплатой строительства, затем – заключение соглашение между заказчиком и Минпромторгом, в котором прописаны сроки строительства и предоставление субсидий. Размер субсидий, предоставляемых исключительно под строительство судна, составит 25-30% от капитальных затрат. Кроме того, рассматривается возможность включить в программу суда, заложенные в 2018 году до момента введения новой меры.
На первом этапе реализации данной программы господдержки может быть построено, по предварительным оценкам, около 30 судов.
Так, для Балтики рассматривается строительство судов нескольких типов, в том числе по проекту ADOMAT и KNARR, потребность флота оценивается в семь ед.
В Азово-Черноморском бассейне планируется построить 10 судов, однако, как отмечается в сообщении, с определением типов ситуация сложнее, поскольку приходится учитывать разные условия промысла в Азовском и Черном морях. В связи с этим обсуждается четыре проекта судов – малого рыболовного сейнера-траулера рефрижераторного и среднего рыболовного сейнера-траулера морозильного. Для всех приморских регионов предлагается проект многоцелевого промыслового судна прибрежного лова (на основе проекта 82185).
Кроме того, необходимо строительство судов для марикультуры – потребность в обслуживающих судах, фактически плавающих производственных базах, есть у мидийных и устричных хозяйств. Подняты также вопросы локализации строительства, гарантий выделения субсидий, включения в программу малых моторных плавсредств. Например, компания «Центр морских пищевых ресурсов» уже начала строительство специализированного судна типа «катамаран» на севастопольском судостроительном предприятии, а фермерское хозяйство «Крым Моллюск-Сервис» (Севастополь) определилось с параметрами судна и планирует реализацию проекта совместно с петербургским строительным предприятием также на территории Севастополя.
Отдельного внимания требует Волго-Каспийский бассейн, где в Махачкале в 2019 году должен быть открыт рыбоперерабатывающий завод.
Кроме того, в Росрыболовстве планируют проработать потребности в таких судах на Дальнем Востоке.
Совокупно, с помощью новых мер господдержки в течение 2020-2025 годов может быть построено до 120 судов маломерного флота: около 100 – добывающих и 20 – для марикультурных хозяйств. Объем необходимого дополнительного финансирования на этот период оценивается в 14,4 млрд руб. Реализация программы позволит привлечь около 48 млрд руб. частных инвестиций.
Предлагаемые меры поддержки строительства малотоннажного флота в дальнейшем могут быть распространены и на строительство судов для добычи сардины иваси на Дальнем Востоке.
Таким образом, благодаря программе инвестквот «под киль» и субсидированию в России может быть построен новый внушительный рыболовный флот общей численностью порядка 200 ед. При этом программа по его строительству будет содействовать развитию смежных импортозамещающих производств судового комплектующего оборудования и материалов, формируя синергетический эффект для промышленности в целом.
Источник: ПортНьюс