По инициативе Департамента рыболовства и аквакультуры ФАО в московском Доме ООН 27 марта 2019 года состоялся семинар по Соглашению о мерах государства порта (СМГП), по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) рыбного промысла.
В семинаре приняли участие официальные представители Федерального агентства по рыболовству, Министерства сельского хозяйства, Пограничной службы Федеральной службы безопасности России, Министерства иностранных дел России, Министерства транспорта России, Федеральной таможенной службы России, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, специалисты академических и отраслевых учреждений.
СМГП было принято на тридцать шестой сессии Конференции ФАО 26 ноября 2009 года и стало первым международным документом по борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом (ННН-промыслом), имеющим юридическую силу. Российская Федерация подписала Соглашение 29 апреля 2010 года и вплотную приблизилась к его ратификации.
Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук во вступительном слове подчеркнул, что, хотя в Российской Федерации уже существует соответствующее законодательство, которое «на самом деле является довольно строгим», дополнительные разъяснения относительно механизмов и преимуществ Соглашения о мерах государства порта (СМГП) приветствуются, поскольку «будут способствовать его ратификации».
После того, как эксперты ФАО – ведущий специалист ФАО по вопросам рыболовства, глава отдела рыболовных операций и технологий Мэтью Камилльери и его коллеги Адела Рей Анейрос и Жоао Невес ознакомили аудиторию со статусом и рамками СМГП и связанными с ним документами. Была раскрыта связь мер государств порта с другими инструментами мониторинга, контроля и наблюдения (МКН), в частности, с национальными и региональными инструментами МКН, глобальным и национальным реестрами рыбопромысловых, рефрижераторных и вспомогательных судов, системами документирования уловов и пр. Выступающие подробно разобрали основополагающие принципы – правовые, политические, институциональные, – применяемые на национальном уровне для осуществления СМГП.
Отдельным сюжетом обсуждения стали «оперативные процедуры и приоритеты» среди мер государства порта, в частности, ключевые элементы инспекций и проверок (доказательства, средства и порядок коммуникаций, механизмы принятия решений, информационные системы и политические аспекты) а также перечислены требования к отчетности.
Отдельное внимание уделено определению зон ответственности государства порта, государства флага, прибрежного государства и государства рынка в отношении борьбы с ННН-промыслом. Кстати, меры государства порта стали более значимы в качестве международных инструментов для борьбы с ННН-промыслом, в частности, благодаря растущему признанию со стороны международного сообщества их эффективности, отметил в своем выступлении М. Камилльери. Они постепенно вводились в качестве обязательных и добровольных инструментов с целью побудить к более ответственному рыболовству во имя долгосрочной устойчивости отрасли. Поощрялась инициатива использования этих мер для управления рыбным промыслом в силу их более высокой экономичности и эффективностью по сравнению с инспектированием в море.
Если суда находятся в порту добровольно, то лица с соответствующими полномочиями имеют возможность проверить суда как в порядке стандартной инспекции, так в режиме тщательного досмотра, если имеются какие-либо указания, дающие основания к подозрениям в ННН-промысле. Государство флага, с другой стороны, должно предпринимать меры, чтобы суда под его флагом, не участвовали в ННН-промысле и не занимались какой-либо деятельностью, находящейся в противоречии с рыбоохранными мерами. Разработаны механизмы для обеспечения надлежащего сотрудничества с соответствующими государствами порта в отношении своих судов.
Что касается ответственности прибрежного государства, то предполагается, к примеру, подтверждать наличие разрешения на рыбный промысел и другие виды деятельности в ИЭЗ (исключительной экономической зоне) путем проверки данных судна под иностранным флагом по данным государства флага.
Ответственность государства рынка предполагает:
- предотвращение торговли продуктами, произведенными в результате ННН промысла;
- соблюдение требования к документации и сертификации улова;
- принятие многосторонних согласованных мер в области торговли, соответствующих принципам ВТО;
- обеспечение транспарентности при отслеживании происхождения рыбных продуктов;
- обмен информацией с другими заинтересованными сторонами.
Тезис о том, что «борьба с ННН-промыслом в мировом масштабе требует эффективной координации и сотрудничества между государствами флага, порта, рынка и прибрежными государствами», звучал лейтмотивом выступления Мэтью Камилльери. Сквозной темой семинара стало обсуждение стратегии Российской Федерации по практике мер государства порта, а также перспективы ратификации СМГП, что, по мнению М. Камилльери, «позволит России без внесения существенных изменений в свое законодательство принять на себя более весомые обязательства по международному сотрудничеству в борьбе с ННН-промыслом, в частности, по широкому обмену информацией на глобальном уровне».
Источник: Офис ФАО в Российской Федерации