Доклад заместителя министра сельского хозяйства России – руководителя Росрыболовства Ильи Васильевича Шестакова на расширенном заседании Коллегии, посвященной итогам работы 2018 года и планам на 2019 год (Астрахань, 23.04.2019)

Доклад заместителя министра сельского хозяйства России – руководителя Росрыболовства Ильи Васильевича Шестакова на расширенном заседании Коллегии, посвященной итогам работы 2018 года и планам на 2019 год (Астрахань, 23.04.2019)

Сегодня в докладе я подведу итоги работы рыбохозяйственного комплекса за 2018 год и отмечу основные задачи, которые нам предстоит решить в 2019 г. Хотел бы перейти к основным показателям развития рыбохозяйственного комплекса за отчетный период.

DSC 5450 880

В этом году мы, как и обещали, преодолели пятимиллионный рубеж. По уточненным данным, выловили 5,1 млн тонн водных биоресурсов. За это высокое достижение выражаю благодарность нашим рыбакам. Объем вылова в 2018 году превысил плановый показатель, предусмотренный Государственной программой, на 570 тыс. тонн или на 12,6%.

Освоение общих допустимых уловов водных биоресурсов составило 3,118 тыс. тонн – это 92% от ОДУ, то есть эффективность освоения квот действительно высокая. Остальной объем мы выловили в рамках рекомендуемого вылова. Для организации промысла на еженедельной основе проводились заседания штабов путины. Решались все текущие вопросы, наращивалась группировки судов для лова таких важных для нас пелагических видов рыб, как скумбрия и сардина-иваси. По оценкам науки, освоение российскими пользователями сардины-иваси и скумбрии уже в краткосрочной перспективе позволит увеличить отраслевые показатели вылова на 150-200 тыс. тонн. Для этого необходимо продолжить наращивать производственные мощности.

Отмечу рекордный за всю историю наблюдений вылов дальневосточных лососей – он составил 676 тыс. тонн. В целях подготовки к лососевой путине 2018 года была актуализирована нормативно-правовая база, регулирующая добычу тихоокеанских лососей, проведен ряд организационных мероприятий, в том числе совместно с органами исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации и рыбопромышленниками. Успешному прохождению путины способствовали разработанные для каждого региона Стратегии промысла тихоокеанских лососей. В 2018 году практически во всех районах для обеспечения пропуска производителей на нерестилища устанавливался режим проходных дней и другие ограничительные меры. Беспрецедентные ограничительные меры были приняты на Амуре, которые были отражены в принятых изменениях в правила рыболовства.

В прошлом году была проведена работа по подготовке новых Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Необходимо обеспечить их вступление в силу до 1 июня 2019 года. Считаю нашим приоритетом на ближайшие годы продолжение работы, ориентированной на сохранение и поддержание устойчивости запаса. В отдельных случаях, там, где ресурс находится в угнетенном состоянии, нужны более решительные действия ограничительного характера. Конечно, прежде всего это касается опять же Хабаровского края.

Объем производства рыбной продукции, объем переработки, по итогам года составил 4,164 млн тонн, это чуть больше уровня предыдущего года. Если говорить о структуре производства продукции на флоте, то по-прежнему более 70% составляет продукция с относительно низкой добавленной стоимостью. Мы ожидаем существенного изменения ситуации после ввода в эксплуатацию нового флота и заводов. Будем осуществлять мониторинг использования инвестиционных квот по целевому назначению – производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Одним из новых приоритетных направлений в соответствии с «майским» Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина является экспорт продукции АПК, в том числе и продукции из водных биоресурсов. Объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, по данным Росстата, в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 95 тыс. тонн (на 4,5%) и составил 2,236 млн тонн.  В денежном выражении экспорт достиг той планки, которая в 2018 году стояла перед рыбным хозяйством, и составил 5,174 млрд долларов США, что на 17,3% больше, чем в 2017 году. Прошу особо обратить внимание на то, что мы должны увеличить объем экспорта продукции из водных биоресурсов в денежном выражении к 2024 году до 8,5 млрд долларов США. Основным резервом является увеличение объема переработки сырья и поставки на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

Объем импорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов, по данным Росстата, в 2018 году остался на уровне 2017 года – примерно 600 тыс. тонн. Тем не менее, данный показатель выше уровня 2015 года на 7% и выше уровня 2016 годов на 17%. Стоит задуматься, где российские рыбаки могли бы увеличить поставки для импортозамещения.

В денежном выражении импорт в 2018 году составил 2,199 млрд долларов США, что на 14% больше, чем в 2017 году.

Важным показателем финансового благополучия отрасли является оборот организаций по видам деятельности «Рыболовство и рыбоводство». В 2018 году он составил 341 млрд рублей. По виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы» оборот увеличился на 13,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 216 млрд. рублей. Суммарно объем по двум видам деятельности составил 557 млрд рублей, что составляет 0,53% от ВВП страны.

В 2018 году сальдированный финансовый результат организаций рыбной отрасли в действующих ценах составил практически 100 млрд рублей, на 22% больше показателя 2017 года. Выросла и прибыль организаций – на 22,7%, превысив отметку в 100 млрд рублей.

Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 года от предприятий отрасли увеличилась по сравнению с 2017 годом на 8,3% и составила практически 27 млрд рублей. Половину этой суммы составляет налог на доходы физических лиц, и это справедливо, так как средняя заработная плата в отрасли составляет 68 тыс. рублей в месяц.

Немаловажно отметить, что от рыбодобывающих предприятий в 2018 году поступило практически 19 млрд рублей взносов в страховые фонды, это тоже на 12% больше к уровню предыдущего года.

Отдельного внимания заслуживает «заявочная кампания». Росрыболовством проведена работа, направленная на обеспечение реализации основных норм законодательства по закреплению долей квот добычи за пользователями на 15 лет – до 31 декабря 2033 года включительно, а также на установление единого промыслового пространства.С 1 апреля по 10 мая рабочей группой и комиссиями обеспечен прием и рассмотрение 4836 заявок. По итогам кампании заключено 3939 договоров. Я хотел бы поблагодарить за эту работу всех сотрудников центрального аппарата, территориальных управлений, всех, кто помогал на местах. Хотел бы поблагодарить общественные организации. Действительно, мы в том году заявительную кампанию провели на очень достойном уровне – была полная открытость. Все те опасения, которые озвучивали по возможному влиянию отдельных чиновников и каким-то коррупциогенным факторам, не подтвердились.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации также проведен комплекс мероприятий по переоформлению договоров о закреплении долей квот добычи. Общее количество поступивших заявок составило порядка 5 тысяч, что свидетельствует об активной организации рыболовства на внутренних водных объектах.

В области аквакультуры также удалось закрепить достигнутые позиции. Объем выращивания составил в 2018 году 238,6 тыс. тонн, что на 8,6% выше показателей предыдущего года. В Южном федеральном округе зафиксированы самые высокие показатели производства продукции товарной аквакультуры – почти 79 тыс. тонн.

Продолжают занимать лидирующие позиции Северо-Западный и Центральный федеральные округа. Среди субъектов Российской Федерации максимальное количество продукции товарной аквакультуры произведено в Ростовской области, Республике Карелия, Краснодарском крае, Астраханской и Мурманской областях.

Уровень производства посадочного материала тоже стабильно растет. По этому показателю лидирует Северо-Западный федеральный округ, в частности Республика Карелия.

В рамках стратегического планирования нам предстоит определить место и значение аквакультуры в национальном рыбном хозяйстве. Безусловные преимущество данного вида деятельности являются – возможность вовлечения в отрасль малого и среднего бизнеса, создание большого количества новых рабочих мест.

Совместная работа отраслевых институтов и бизнес-сообщества могла бы дать новый импульс отечественной аквакультуре.

Безусловно необходимо наращивать производство кормов для объектов аквакультуры. Сегодня на рынке преобладают импортные производители. И одна из наших задач создать собственную индустрию по производству стартовых и продукционных кормов.

Мировая индустрия аквакультуры демонстрирует новые истории успеха – искусственное выращивание атлантической трески, доращивание тунцов, создание целой индустрии выращивания беспозвоночных и створчатых. И наша задача непременно быть на этой магистрали развития. В этой связи Министром принято решение о расширении мер поддержки производства аквакультуры и включения данных мероприятий в Госпрограмму развития сельского хозяйства.

Научно-исследовательскими организациями Росрыболовства в 2018 году выполнено порядка 1200 экспедиций, собран обширный материал по биологии и состоянию запасов всех промысловых объектов в экономзоне Российской Федерации, на континентальном шельфе и в территориальном море. Общее количество экспедиций сократилось по сравнению с 2017 годом на 17,3%, при этом выросло число наиболее затратных и наиболее важных морских экспедиций – практически на 12%. Большой объем исследований выполнен в рамках рыбохозяйственного мониторинга научными наблюдателями на промысловых судах.

В 2018 году на Дальнем Востоке завершено создание единой базы научно-исследовательского флота. Общее количество научных судов на начало 2019 года составляет 18 единиц, их средний возраст 26 лет. Все суда уже выработали установленный срок эксплуатации, и еще примерно пять лет мы сможем поддерживать их в рабочем состоянии. По части обновления научного флота уже есть соответствующее поручение Президента. В ближайшее время мы приступим к строительству новых 10 научно-исследовательских судов, три из которых мы уже закончили проектировать.

С целью обновления рыбопромыслового флота в соответствии с решениями президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, введен механизм закрепления и предоставления долей квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели, предусматривающий выделение 20% квот под строительство судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих предприятий.

По итогам прошедших двух этапов заявочной кампании по распределению долей инвестиционных квот заключены 33 договора на закрепление инвестиционных квот под строительство судов, из которых девять – для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Это шесть крупнотоннажных траулеров-процессоров и три среднетоннажных траулера-сейнера. Для Северного рыбохозяйственного бассейна предназначено 24 судна: 14 крупнотоннажных, девять среднетоннажных и одно малотоннажное. Также заключен 21 договор, предполагающий строительство рыбоперерабатывающих заводов: восемь – на Севере и 13 – на Дальнем Востоке. В 2018 году уже состоялся спуск на воду четырех судов, построенных в рамках механизма инвестиционных квот, а к концу 2019 года планируется уже завершение строительства шести судов и 11 заводов. Суммарный объем инвестиций – 132 млрд рублей, из которых 110 млрд рублей – это строительство судов. И программа инвестиционных квот еще не закончена. В ближайшее время проведем аукцион на понижение, по итогам которого будет заключено еще, ориентировочно, семь договоров.

За счет этой программы, учитывая итоги отбора, мы сможем обновить мощности флота Северного бассейна практически на 60-65%, Дальневосточного бассейна – на 25-30%.

Вводится также сейчас новый инструмент господдержки строительства маломерных и среднетоннажных рыболовных судов на отечественных верфях, предназначенных для промысла объектов, общий допустимый улов которых не устанавливается, или малоценных видов биоресурсов, таких как азовская хамса, каспийская килька, балтийский шпрот и других. В первую очередь речь идет об Азово-Черноморском, Волжско-Каспийском и Западном рыбохозяйственных бассейнах. В связи с низкой рентабельностью промысла обновить такой флот без стимулирующих мер государственной поддержки весьма затруднительно.

По нашей оценке, для замены флота в этих бассейнах необходимо построить около 120 новых судов, 100 из которых – это добывающие суда, а 20 судов – для обслуживания хозяйств марикультуры.

Предлагаемый к введению инструмент государственной поддержки, который поддержан Минпромторгом России, предполагает, что строительство новых судов будет осуществляться по типовым проектам, разработанным по заказу Минпромторга в рамках госпрограммы развития судостроения, в соответствии с техническими требованиями к проектам, сформированными заинтересованными рыбаками.

В рамках действия инструмента господдержки предполагается предоставление судовладельцам денежной компенсации на капитальное строительство в объёме до 30% от стоимости судна рыбопромыслового флота. Субсидия будет предоставляться судовладельцу только после введения судна в эксплуатацию.

Средняя стоимость строительства одного нового судна для этих бассейнов составляет порядка 400 млн рублей, в связи с этим общий объем инвестиций оценивается на уровне 50 млрд рублей, а объем господдержки, необходимой на пять лет, – 14,5 млрд рублей. На первый год деньги уже в программе Минпромторга заложены.

Реализация этих мер привлечёт дополнительные инвестиции в судостроительную и рыбохозяйственную отрасль, увеличит налоговую базу примерно на 500 млн рублей, а уровень добычи водных биоресурсов – не менее, чем на 200 тыс. тонн в год, что в конечном итоге позволит увеличить величину валового внутреннего продукта на 2,5 млрд рублей ежегодно.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году во внутренних водоемах Российской Федерации должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства пресечено более 112 тысяч нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.

На нарушителей наложено штрафов на сумму более 381 млн рублей, предъявлено исков за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, на сумму более 78 млн рублей.

В следственные органы направлено 3705 материалов для принятия решения о возбуждении уголовных дел. У нарушителей законодательства в области рыболовства изъято более 481 тонны незаконно добытых водных биологических ресурсов, более 210 тыс. единиц орудий лова. Большую ценность для решения этого вопроса могут иметь технологические нововведения, на которых я чуть позже остановлюсь.

В прошлом году также Росрыболовством также осуществлялось международное сотрудничество. В соответствии с распоряжением правительства на полях саммита «Группы двадцати» в Аргентине подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства и аквакультуры. Наши рыбаки уже сейчас осуществляют промысел в далекой Аргентине.

В соответствии с распоряжением Правительства в рамках Второго Международного рыбопромышленного форума подписано соглашение между Российской Федерацией и Гвинейской Республикой о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Подписан также Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по рыболовству и Администрацией водных ресурсов Республики Панама.

Отдельно отмечу завершение работы по разработке и согласованию проекта Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана.

В рамках госпрограммы осуществлялась поддержка аквакультуры и товарного осетроводства в субъектах Российской Федерации. Основной мерой является предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам.

Росрыболовством заключены соглашения на общую сумму 311 млн рублей, это 88% от заявленной суммы. Немногие пока, к сожалению, регионы участвуют в этой программе. Поэтому мы все-таки просим субъекты более внимательно отнестись к этой задаче по наращиванию объемов производства товарной аквакультуры. Считаем, это одним из приоритетов.

В 2018 году с участием Росрыболовства приняты следующие нормативные правовые акты, касающиеся сферы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства):

  • четыре федеральных закона
  • 12 правовых актов Правительства Российской Федерации
  • 43 нормативных правовых акта Минсельхоза России
  • 14 приказов Росрыболовства нормативного характера.

В целом, считаю, что с поставленными на 2018 год задачами Федеральное агентство по рыболовству справилось.

На 2019 год ключевыми задачами является дальнейшее продолжение программ, направленных на стимулирование глубокой переработки водных биоресурсов, увеличение финансовой отдачи от экспорта.

Одним из важных аспектов работы будет расширение инфраструктурных возможностей, в том числе и для поставок на внутренний рынок. В этом направлении у нас есть хорошие заделы, но многие проекты, которые начаты, требуют контроля за их реализацией. Эта работа связана и со строительством холодильных мощностей, расширением использования Северного морского пути, продолжением работы с РЖД по обеспечению ритмичности отправок рыбы с Дальнего Востока. Предстоит провести работу, связанную с перезаключением договоров на рыболовные участки. Отдельный пласт работы – это нормативное сопровождение принятых в прошлом и этом годах федеральных законов.

Большая задача стоит по выполнению поручений Президента по масштабному обновлению научно-исследовательского флота. Сроки проектирования и всех согласований должны быть четко выдержаны. Нашей науке также необходимо продолжить пятилетнюю программу по изучению глубоководных запасов, которая уже сейчас дает положительные результаты. Благодаря этой программе в ближайшее время будут введены в оборот новые виды объектов, порядка 60 тыс. тонн.

В части воспроизводства водных биоресурсов необходимо не только выполнить все запланированные мероприятия по проектированию и строительству новых рыборазводных заводов, но и не сбавлять динамику по привлечению к проведению компенсационных мероприятий тех предприятий, особенно крупыных, которые наносят ущерб водным биоресурсам и среде из обитания.

По этим направлениям у нас есть хорошие результаты, понятны стратегические векторы развития. Но не могу не отметить, что есть направления деятельности, которые требуют серьезного совершенствования. Это, безусловно, рыбоохрана. К сожалению, на этом фронте граждане, рыбаки-любители не видят значимых результатов, и ситуация во многих регионах меняется слишком медленно. Безусловно, здесь есть свои объективные причины. Это и отсутствие достаточного количества инспекторского состава, низкие зарплаты, невысокий уровень материально-технического обеспечения. Но, к сожалению, есть и плохая организация работы на местах – отсутствие должного контроля со стороны руководителей территориальных управлений за тем, что происходит на территориях и слабое реагирование на обращения граждан о браконьерской деятельности, случаи безответственного обращения к своим профессиональным обязанностям.

На 2020 год мы запланировали кардинальное обновление и наполнение материально-технической базы территориальных управлений. Впервые за долгие годы мы планируем обеспечить новой техникой рыбинспекции на уровне, приближенному к 100% норматива. Планируется предоставить перекрестные полномочия сотрудникам рыбинспекции, охотнадзора и лесоохраны. Свою роль сыграет безусловно и внедрение системы «Меркурий», которая направлена на создание системы прослеживаемости продукции. Но этого всего будет недостаточно, если мы с вами не внедрим новые методы контроля за сотрудниками рыбоохраны и новые подходы к их мотивации. Поэтому поручаю Управлению рыбоохраны и курирующему заместителю разработать соответствующие предложения. Знаю, что определенные наработки в этом вопросе уже есть.

Уважаемые коллеги! Активно, в постоянном взаимодействии мы работаем с нашим рыбацким сообществом. Безусловно, у нас бывают разные взгляды на необходимость тех или иных изменений, но ключевой задачей было и остается повышение эффективности работы рыбохозяйственного комплекса.

Благодарю за внимание!