Проект Федерального закона о внесении изменений в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации обсудили 22 июля на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.
В заседании приняли участие представители Министерства сельского хозяйства России и Федерального агентства по рыболовству.
Минсельхозом совместно с Росрыболовством подготовлены изменения в статью 6.1 Кодекса торгового мореплавания, которые предлагают альтернативный механизм обеспечения необходимого уровня безопасности мореплавания. В качестве такого механизма Росрыболовство планирует применять предусмотренные законодательством плановые (рейдовые) обследования судов и внеплановые документарные и выездные проверки, а также внедрять риск-ориентированный подход при проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
«Мы считаем, что за основу нужно взять простой принцип – судно и экипаж должны быть готовы по всем параметрам и условиям на берегу, до выхода в море, – сказал заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. – Подготовка судна к плаванию заключается в приведении судна в такое состояние, которое обеспечивало бы безопасность плавания судна, нормальные условия работы и отдыха экипажа».
Приоритетное значение, по его словам, будет отведено профилактике нарушений, наказание перестанет быть самоцелью. Меры «репрессивного характера» предполагается применять для случаев, когда профилактика не подействует.
«Использование риск-ориентированного подхода и вышеуказанных механизмов даст возможность наиболее эффективно осуществлять государственный надзор, не оказывая отрицательного влияния на деятельность рыбохозяйствующих субъектов, при этом позволит достигнуть необходимого общего превентивного эффекта в отношении потенциальных и фактических нарушителей обязательных требований, и одновременно позволит снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям», – отметил замруководителя Росрыболовства.
В настоящее время при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием используется малоэффективный инструмент плановых проверок судов рыбопромыслового флота в районах промысла. На практике постоянная смена дислокации судов на промысле и суровые погодные условия не позволяют обеспечить проведение плановых проверок непосредственно в районах промысла в соответствии с заранее составленными планами и сроками. Необходимый эффект не достигается.
«Разработка необходимой нормативной базы в этом направлении Минсельхозом России и Росрыболовством уже началась», – уточнил он.
Законопроект предусматривает обеспечение планирования и выполнения всех операций и мероприятий в соответствии с требованиями международного кодекса управления безопасной эксплуатацией судов. Так, судовладельцами должны быть обеспечены, а капитанами судов должным образом организованы работы по подготовке судна к промыслово-производственной деятельности, в том числе готовность экипажа к борьбе за живучесть судна, своевременно проведены общесудовые учения согласно требованиям международных норм и стандартов. Внимание должно уделяться также проведению тестирования судовых машин и механизмов, корпуса судна, рулевого управления (основного и аварийного), аварийно-спасательного имущества, противопожарного инвентаря и установок, спасательных шлюпок и плотов, герметичных закрытий, в том числе люковых закрытий трюмов, осушительных систем трюмов и машинного отделения, основных и аварийных пожарных насосов.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства