Президент Российской Федерации Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу Российской Федерации Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, подписанную в г. Актау 12 августа 2018 года.
Ранее правительство Российской Федерации поддержало проект соответствующего федерального закона.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, Конвенция содержит положения, закрепляющие режим судоходства и порядок коллективного использования акватории Каспийского моря, механизмы установления границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр Каспийского моря на секторы, условия прокладки подводных кабелей и трубопроводов и касающиеся других вопросов сотрудничества прибрежных государств.
В соответствии с Конвенцией к основным принципам деятельности ее сторон на Каспийском море, в частности, относится неприсутствие на нем вооруженных сил, не принадлежащих сторонам.
Уточнение пределов распространения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств на Каспии будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости в отношениях Российской Федерации с партнерами по региону, созданию благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества в таких сферах, как безопасность, транспорт и судоходство, рыболовство, разведка и добыча углеводородных ресурсов, морские научные исследования, охрана окружающей среды, а также формированию более ясной правовой ситуации в регионе в целом. Деятельность сторон Конвенции будет осуществляться в том числе на основе принципов использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами, а также обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском регионе.
Участниками Конвенции являются государства, расположенные на побережье Каспийского моря, – Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан.
Процесс ратификации Конвенции в настоящее время уже завершен Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном.
Конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, в частности, Конвенция предусматривает правовые режимы в отношении разграничения внутренних и территориальных вод, рыболовных зон, а также участков дна и недр Российской Федерации и других прибрежных государств. При этом правовые режимы, действующие в таких водах, зонах и на участках, отличны от правовых режимов, действующих в морских пространствах Российской Федерации – во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Владимир Путин также распоряжением от 30 июля 2019 года назначил специального представителя Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами – участниками Содружества Независимых Государств, посла по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Игоря Братчикова официальным представителем Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.