Для минимизирования аварийных ситуаций на промысле Росрыболовство планирует пересмотреть Систему управления безопасностью мореплавания (СУБ), ввести ограничения по срокам эксплуатации судов и организовать специальную подготовку экипажей в отраслевых вузах. Об этом сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук на Всероссийской конференции по безопасности мореплавания, которая состоялась во Владивостоке 2 октября 2019 года. В мероприятии приняли участие представители рыбопромысловых компаний всех рыбохозяйственных бассейнов России.
Заместитель руководителя открыл встречу сразу поручением экспедиционным отрядам аварийно-спасательных работ Росрыболовства – им необходимо провести практические мероприятия во всех регионах для предупреждения чрезвычайных происшествий на промысле, в первую очередь с капитанами, механиками и другими членами экипажа, которые отвечают за соблюдение правил безопасности мореплавания.
«В условиях штормовой погоды и экстремальных температур людям приходится работать в тяжелых условиях на рыбопромысловых судах. К сожалению, многие процессы до сих пор не автоматизированы, такие как постановка и выборка орудий лова, а также предотвращение аварийных ситуаций, возникающих в результате человеческих действий», – сказал Петр Савчук.
В экспедиции в районах промысла может находиться одновременно до 500 судов рыбодобывающего флота и не менее 40 тысяч членов экипажей. При этом нередки случаи намотки сетных орудий лова, опасного сближения судов и поломок механизмов судна. За 2018 год произошло 74 аварийных случая. Основной причиной аварийных случаев остается человеческий фактор: ошибки капитанов, халатность, нарушение правил эксплуатации судов. Кроме того, усугубляет ситуацию сильная изношенность флота. «Средний возраст флота сегодня превышает 30 лет, в отдельных случаях суда эксплуатируются более 40 лет. В связи с этим считаем целесообразным ввести ограничение сроков использования судов – до 30 лет», – сказал Петр Савчук.
Значительную часть аварийных ситуаций в море удается оперативно устранить силами судов-спасателей экспедиционно-аварийных отрядов, подведомственных Росрыболовству. В этом году на основных бассейнах – Дальневосточном и Северном работают четыре судна-спасателя. В 2018 году выполнено 22 аварийно-спасательных операции по оказанию помощи судам рыбопромыслового флота в районах промысла: 12 размоток винтов от орудий лова, 10 буксировок аварийных судов. В 2018 году дежурство и обеспечение безопасности также осуществляли четыре судна спасателя.
В настоящее время проводится ремонт еще пяти судов-спасателей, которые в ближайшее время выйдут в районы промысла. То есть в 2020 году дежурство будут нести восемь судов-спасателей: четыре – в Дальневосточном бассейне, три – в Северном и одно – в Азово-Черноморском бассейне.
«Сейчас вы ставим задачу дооборудования судов-спасателей. В Охотском море на судах должны быть созданы лазареты, на борту будут работать профессиональные хирурги, то есть спасатели будут полностью обеспечивать экспедицию», – отметил Петр Савчук.
Вместе с тем, первостепенную важность имеет организация работы по подготовке людей и предупреждению неблагоприятных ситуаций. «Нужно пересмотреть всю Систему управления безопасности, очевидно, что сейчас она действует формально и нет практического результата. Также необходимо повысить эффективность системы подготовки людей на берегу. Необходимо провести независимый аудит действующей системы выдачи разрешительных документов, внедрить системы компьютерного тестирования. Не прошедшие тестирование не должны допускаться до работы на промысле. Ввести требования по обязательному внедрению судовладельцами комплексных программ безопасности мореплавания, включающих тренировки на берегу и в условиях открытого моря, практическое использование индивидуальных и групповых средств спасения», – сказал заместитель руководителя Росрыболовства.
При выявлении нарушений, создающих высокие риски возникновения аварийной ситуации и жизни людей, необходимо принимать принципиальное решение о недопуске судна на промысел. Требуется ужесточить надзор за проведением комплексных модернизаций и переоборудования судов, результатом которых становится кратное повышение производственной нагрузки, не соответствующей параметрам устойчивости и безопасности.
Отдельное внимание заместитель руководителя Росрыболовства обратил на наличие индивидуальных средств спасения в достаточном количестве и комплектации.
Существенно повлияет на улучшение ситуации в области безопасности мореплавания программа обновления рыбопромыслового флота. На сегодняшний день с отечественными верфями подписано 43 договора на строительство среднетоннажных и крупнотоннажных судов, планируется подписание до 41 договора по строительству судов краболовов. Это стало возможным благодаря механизму государственной поддержки строительства флота с помощью квот на инвестиционные цели. Кроме того, планируется, что с 2020 года заработает программа по субсидированию капитальных затрат на строительство малотоннажного, среднетоннажного флота, а также транспортных судов и судов для марикультуры. Всего в течение 5-7 лет в рамках механизма инвестиционных квот предполагается построить около 90 судов и еще около 100 малотоннажных судов с помощью субсидирования.
«Надеюсь, что сегодня у нас получится конструктивный разговор, проведем анализ аварийных случаев и обсудим предложения по их предупреждению. Сегодня здесь присутствуют ректоры наших образовательных учреждений, им поручено разработать и внедрить программы по подготовке экипажей для снижения аварийности на промысле», – отметил Петр Савчук.
С докладом о статистике аварийных случаев выступил начальник Управления флота, портов и мониторинга Анатолий Дубник. В 2018 году произошло 74 аварийных случая, при этом погибли и получили тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна, 46 человек. По сравнению с 2017 годом увеличилось количество намоток на винто-рулевую группу, столкновений судов, случаев посадки на мель, не снижается количество пожаров, выросло количество причинения тяжкого вреда здоровью и гибели членов экипажа.
«Необходимо обратить особое внимание на то, что возрастает количество пожаров на судах, за 9 месяцев текущего года уже произошло 13 пожаров, два из них на прошедшей неделе. Росрыболовство неоднократно обращалось к судовладельцам с требованием организовать комплекс мер (занятия, тренировки, учебные тревоги), направленных на профилактику и недопущение подобных аварий, обратить особое внимание на соблюдение правил пожарной безопасности. При этом должного эффекта это пока не приносит», – констатировал Анатолий Дубник.
Отдельно он остановился на предложениях по снятию излишних административных барьеров в области обеспечения безопасности мореплавания. «Очень важно, чтобы рыболовное сообщество не оставалось в стороне, рыбаки были непосредственными участниками процесса пересмотра обязательных требований по безопасности мореплавания», – сказал Анатолий Дубник и предложил судовладельцам и ассоциациям направить в территориальные органы Росрыболовства аргументированные позции по конкретным нормам и документам.
В рамках «регуляторной гильотины» Росрыболовством подготовлен ряд нормативных правовых актов, в том числе предусматривающих исключение необходимости освидетельствования на соответствие МКУБ для судов длиной до 12 метров и их владельцев.
При разработке проекта учтено, что маломерный флот используется в основном в период промысла с ограничением района плавания, большинство маломерных судов могут работать только в светлое время суток, а в период закрытия навигации не эксплуатируется.
Минимальные критерии безопасности, необходимые и применимые для обеспечения безопасной эксплуатации малых морских рыболовных судов менее 12 метров, приведенные в МКУБ, обеспечены в условиях эксплуатации и в рамках национального законодательства. Вместе с тем, Росрыболовством подготовлены предложения по внесению изменений в бассейновые правила рыболовства, включающие в себя минимальные требования к оснащению судов средствами связи с берегом, спасательными средствами и средствами первой медицинской помощи.
В ходе совещания рыбаки подробно обсудили конкретные ситуации возникновения аварийных случаев, поделились опытом их предотвращения, рассмотрели образцы новых индивидуальных средств спасения.
Подводя итоги конференции, Петр Савчук обратил внимание судовладельцев Дальневосточного и Северного бассейнов, что начинается осенне-зимний период – один из самых сложных, в связи с чем особенно важно принять меры по обеспечению безопасности в районах промысла, в том числе проводить регулярные учебные тревоги по отработке действий экипажей в аварийных ситуациях: обледенение, пожар на судне, человек за бортом, столкновение, потеря управляемости. Совместно с Администрацией морских портов необходимо разработать меры по безопасной стоянке судов в портах на случай тяжелых гидрометеорологических явлений, организовать подготовку и проверку флота к плаванию и ведению промысла в осенне-зимний период и по результатам издать приказы с перечнем судов, допущенных к плаванию и ведению промысла. Полный список поручений будет направлен судовладельцам в рабочем порядке Управлением флота, портов и мониторинга Росрыболовства.
Территориальным управлениям поручено предоставить в Росрыболовство полученную от судовладельцев информацию по выполнению подготовительных мероприятий в осенне-зимний период по проведению учебных тревог, приказам с перечнем судов, допущенных к плаванию и ведению промысла.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства