ЦСМС опубликовал вторую часть ответов на вопросы о передаче данных в ОСМ

ЦСМС опубликовал вторую часть ответов на вопросы о передаче данных в ОСМ

Центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС) продолжает публикацию ответов на вопросы пользователей водных биологических ресурсов о реализации нового порядка передачи данных о рыбопромысловой деятельности в Отраслевую систему мониторинга. Новый порядок вступает в силу 6 мая 2020 года.

osm

1. Документ обязывает предоставлять сведения о субъекте мониторинга, его государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе и др. Согласно п.9 Порядка, учет судна в ОСМ осуществляется на основании сведений о собственнике (судовладельце) судна, условиях радиосвязи, рабочих частотах и т.д. предоставляемых субъектом мониторинга. Однако, эти сведения неоднократно предоставлялись в ЦСМС и Росрыболовство. Предлагаем исключить п. 4 и 9 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в России.

Согласно общим принципам российского законодательства, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и регулируют правоотношения, возникшие только после вступления акта в силу. Таким образом, в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, судно уже зарегистрированы в ОСМ и имеют идентификационный код ОСМ внесение данных, предусмотренных Порядком, не требуется.

2. П.6 Порядка обязывает при изменении сведений о субъекте мониторинга, указываемых в карточке учета субъекта мониторинга, а также в случае реорганизации сообщать об этом в ЦСМС. Считаем требования п.6 Порядка избыточными, как и п. 11 Порядка, который обязывает сообщать об изменении сведений о судне, указанных в карточке учета судна, в том числе о судовладельце. Все изменения о судне, указанные в карточке учета судна, имеются у капитана морского порта, в котором зарегистрировано судно и содержатся в реестре морских судов в каждом порте регистрации судна. Предлагаем п. 6 и 11 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в Российской Федерации исключить.

ЦСМС ведет учет данных, предоставляемых субъектами мониторинга. Таким образом, отсутствие информации о вновь образованном в процессе реорганизации субъекте мониторинга, изменение регистрационных данных судна не позволят идентифицировать данные, направляемые в ОСМ.

3. Требования п.9 Порядка предусматривают регистрацию судна в случае заключения договора фрахтования судна. Данный пункт не учитывает, что при заключении договора фрахтования тайм – чартера, согласно положениям КТМ, договор не регистрируется у капитана порта, а количество договоров тайм-чартера на одно судно не ограничено. Предлагаем в п.9 Порядка внести изменения, допускающие не регистрировать в ОСМ договора тайм-чартера. 

Под судовладельцем по Кодексу торгового мореплавания (далее − КТМ) понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. КТМ не содержит норм, запрещающих регистрировать договора тайм-чартера. Согласно рекомендуемой карточке учета судна подлежат заполнению имеющиеся данные. Дополнительно сообщаем о том, что в настоящее время Приложения 1 и 2 Порядка содержат минимально рекомендуемые для заполнения образцы карточки учета. Полный формат регистрационных карточек приведен на Портале ОСМ (www.osm.gov.ru).

4. Согласно п. 15 Порядка капитан судна с главным двигателем более 55 КВт и водоизмещением более 80 тонн, оборудованного ТСК, должен обеспечить ежедневную передачу ССД в ОСМ. Под действия этого пункта Порядка автоматически попадают суда, не осуществляющие рыболовство. Кроме того, все суда, выведенные из эксплуатации, находящиеся в отстое и в ремонте, имеющие сокращенный экипаж или без экипажа, также обязаны ежедневно подавать ССД. Ранее нормативными документами предписывалась подача ССД только судами, осуществляющими один из видов рыболовства. И это было логично. Предлагаем изменить формулировку п.15 Порядка, предусмотрев подачу ССД судами при осуществлении одного из видов рыболовства и включить дополнение: при нахождении судна в порту предусматривается обязательная подача ССД только 1 числа каждого месяца и за те отчетные сутки, когда велись грузовые операции, либо менялись внеэксплуатационные показатели.

По российскому законодательству, рыболовство – это деятельность не только по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и отдельных случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Таким образом, суда, осуществляющие перегрузку транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, должны выполнять требования, установленные Порядком.

По п. 26 Порядка предусмотрена необходимость подачи ССД при стоянке находящегося в эксплуатации судна в порту только за отчетные сутки, в которые проводились приемка, обработка, перегрузка, выгрузка уловов водных биоресурсов и производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Кроме того, при выводе судна из эксплуатации субъектом мониторинга подается ССД за те отчетные сутки, в которые произошли изменения, в части, касающейся показателей деятельности судна, выходящей за рамки внеэксплуатационного технического обслуживания.

Таким образом, предложение об изменении п. 15 Порядка уже учтено п. 26 Порядка и является несостоятельным и необоснованным.

5. Согласно п.21. Порядка копии ССД должны храниться на судне без указания срока хранения. Выполнение данного требования приведет к тому, что судно через два года будет завалено копиями ССД, что является прямым нарушением правил пожарной безопасности. При этом не учитывается, что все копии ССД хранятся в электронном виде в базе данных ЦСМС и в судовом компьютере. Предлагаем п. 21 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в РФ, исключить.

Пунктом 16 Правил рыболовства предусмотрено, что, в случае подачи ССД не в форме электронного документа, копии ССД, заверенные подписью капитана и судовой печатью (при ее наличии), должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения. Аналогичная норма закреплена в иных правилах рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов.

6. Согласно требованиям п. 22 Порядка в случае учета уловов в местах доставки и выгрузки капитан судна должен ежедневно подавать ССД, содержащие сведения о весовом (размерном) соотношении видов в улове ВБР, суммарно добытых (выловленных) за весь период рейса (выхода в море), и перед выходом в рейс поставить отметку об осуществлении учета уловов в местах сдачи. Формулировка данного пункта не учитывает тот факт, что при осуществлении учета уловов в местах доставки и выгрузки определение данных о весовом (размерном) соотношении видов в улове осуществляется только после выгрузки улова, а капитан не имеет возможности ежедневно подавать сведения в ССД, которые у него отсутствуют. Положения данного пункта противоречат требованиям Правил рыболовства. Предлагаем п.22 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в РФ, исключить.

При учете уловов в местах доставки и выгрузки капитан судна блок Ш7 ССД в кодированном виде не подает. Уточнение массы добытых (выловленных) ВБР в весовом размере заполняется в блоке Ш993.

При подаче капитаном судна ССД в форме электронного документа, перед выходом в рейс капитану судна необходимо поставить отметку об осуществлении учета вылова в месте сдачи. В случае установки указанной отметки при подаче ССД в форме электронного документа в графе «объем вылова» будет автоматически проставлено «неизвестное значение», которое будет заполнено при осуществлении учета улова в месте сдачи. По окончании рейса капитан судна направляет ССД с указанием фактического улова, осуществленного за весь рейс по всем разрешениям.

7. Пунктом 27 Порядка установлены условия внесения изменений (уточнений) в данные ССД. При этом изменение в ССД по результатам выгрузки и перегрузки уловов водных биоресурсов без всяких оснований и в нарушении требований Правил рыболовства ограничено 12 часами после завершения грузовых операций. Предлагаем п.27 Порядка для субъектов мониторинга, зарегистрированных в РФ, исключить.

Порядком установлены основания и сроки корректировки ССД. Правилами рыболовства предусматривается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса улова ВБР и (или) рыбной и иной продукции из ВБР в пределах 5% в ту или иную сторону, с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал (в случае, если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства) и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов. 

8. В данном Порядке, к сожалению, нет привязки ССД к системе «Меркурий», а значит к движению готовой продукции, которую обещали руководители ЦСМС. А это еще один источник системных ошибок и как следствие административных правонарушений.

Ведение ОСМ осуществляется ЦСМС посредством входящих в него информационных систем (программных средств), в том числе ПК ЭПЖ. Распоряжением Росрыболовства от 12.12.2019 № 96-р ОСМ, как государственная информационная система вводится с 01.07.2020 в промышленную эксплуатацию.

Одним из основных преимуществ ПК ЭПЖ является интеграция c ФГИС Меркурий: автоматическое формирование производственного ВСД в электронной форме на вылов; одна программа для передачи данных (отсутствие необходимости дважды вручную вносить данные сначала в ЭПЖ, потом в Меркурий); единые данные поданные в ОСМ через ЭПЖ и в систему РСХН (ФГИС «ВетИС»).

Источник: ЦСМС