На минувшей неделе Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о присвоении 20-ти городам звания «Город трудовой доблести».
Шесть из них находятся в зоне ответственности Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: г. Самара, Казань, Ульяновск, Пермь, Ижевск, Уфа.
Коллектив Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству гордится своими земляками, которые проявили трудовой героизм и самоотверженность, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на городских промышленных предприятиях во время Великой отечественной войны.
Краткая справка:
Звание «Город трудовой доблести» присваивается городам России, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
г. Самара
Самара, в прошлом – Куйбышев, внесла огромный вклад в Великую Победу.
В годы Великой Отечественной войны именно Куйбышев стал «запасной столицей»: сюда были эвакуированы Правительство, Верховный Совет СССР, многие наркоматы, весь дипломатический корпус, Большой театр СССР, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, Ленинградский драматический театр и многие другие учреждения. Небольшой до войны город с населением в 390 000 человек принял огромное количество эвакуированных: в сентябре 1941 года в нём проживало уже около 700 000 человек.
Кроме того, в Куйбышевскую область было эвакуировано около 1500 организаций, в том числе 60 крупных промышленных предприятий. Вскоре после начала войны в Куйбышеве завершилось строительство крупнейшего в стране авиакомплекса на базе эвакуированных из западных районов СССР авиационных заводов.
Также в годы войны в городе работало порядка 20 крупных промышленных предприятий, ковавших оружие Победы. Так, за годы войны на механическом заводе были произведены 20 000 бронекорпусов для Ил-2 и 4000 бронекорпусов для Ил-10. Помимо этого, заводы изготовили около 16 000 различных элементов бронезащиты для самолётов. За время войны в Куйбышеве были изготовлены более 36 тысяч боевых самолетов, каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд. Трудовой героизм горожан позволил увеличить выпуск промышленной продукции предприятиями города к 1945 году по сравнению с 1940 годом в 11 раз.
Немало для Великой Победы сделали и речники: только в навигацию 1942 года речники Средневолжского речного пароходства доставили Сталинградскому фронту 340 транспортных средств с грузами.
За трудовые подвиги многие городские предприятия награждались государственными наградами, им неоднократно вручались переходящие Красные знамена ГКО. К примеру, Орденом Трудового Красного Знамени были награждены заводы №№ 15, 42 и 24, строительный трест №11 Наркомата авиационной промышленности, завод имени ЦК Наркомата станкостроения. Ордена Ленина были удостоены 4-й государственный подшипниковый завод (ГПЗ), Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов, авиационные заводы №№ 1 и 18.
г. Казань (Республика Татарстан)
В годы Великой Отечественной войны Казань была одним из важных тыловых центров страны. 139 предприятий города были перестроены на военный лад, в Казань было эвакуировано более 70 предприятий из центральных и западных регионов страны. В Казани производилось более 600 наименований оружия, боеприпасов, снаряжения, была обеспечена бесперебойная работа по их изготовлению и поставке на фронт. На авиационных заводах города был выпущен каждый шестой боевой самолет. Благодаря техническим изысканиям С.П. Королева и В.П. Глушко был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1.
На оборудовании эвакуированного из Ленинграда приборостроительного завода №379 (ныне Казанский электротехнический завод) производились приборы управления, необходимые для судов военно-морского флота. Оптические приборы для ВВС и ВМФ, артиллерии, танков выпускал Казанский завод №237 (ныне Казанский оптико-механический завод). На базе Казанского порохового завода в Особом техническом бюро был разработан порох к реактивным снарядам для секретной установки «Катюша». За военные годы завод отправил на передовую более 4 млрд зарядов. На Казанском кетгутном заводе изготавливался незаменимый при проведении операций хирургический шовный материал. Рабочие легкой промышленности выпускали около 200 наименований вещевого снаряжения и обмундирования для бойцов Красной Армии.
По итогам работы промышленности в годы Великой Отечественной войны 7 крупнейших предприятий Казани награждены орденами, 14 предприятий 144 раза получили переходящие Красные Знамена Центрального комитета ВКП(б) и Государственного комитета обороны СССР. Казань уже накануне войны являлась признанным научным центром Поволжья. В военные годы в город из других регионов страны эвакуировано 33 научных учреждения.
В 1941-1942 гг. в Казани функционировали 45 госпиталей. В них прошли курс лечения и реабилитации 334 тысячи бойцов и командиров Красной Армии, 62% которых были возвращены в строй.
г. Ульяновск
Во время Великой Отечественной войны каждый третий патрон изготовлен в городе Ульяновск на патронном заводе имени Володарского, от него полностью зависела судьба фронта, а каждая четвертая шинель из сукна произведена на ульяновских фабриках.
Кроме того, на ульяновском автомобильном заводе (который на тот момент носил имя Сталина) производились тысячи единиц техники – включая военное оборудование по ленд-лизу (там собирали студебеккеры), также работало большое количество других производств: парашюты, составляющие «катюш», мины, и другое специальное оборудование.
В 1942 году на автозаводе стали собирать автомобили ЗИС-5 – всего за годы войны было отправлено на фонт порядка 7,8 тыс. транспортных средств.
В Ульяновске ковали не только оружие, которое выиграло войну, здесь же «ковали» людей – в Ульяновске готовились офицерские кадры, летчики, танкисты.
В годы войны в Ульяновской области особенно отличились женские бригады, работницам в которых было по 16-17 лет. Они трудились на благо фронта по 12-14 часов.
г. Пермь
В годы Великой Отечественной войны все предприятия Перми были переориентированы на нужды военного времени и внесли существенный вклад в Победу.
Кроме того, предприятия Перми за победу во Всесоюзном соревновании неоднократно награждались переходящими Красными знаменами.
Благодарность от Верховного Главнокомандующего получили:
• Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского
• Моторостроительный завод № 19 им. Сталина
• Машиностроительный завод № 172
• Завод № 2
• Паровозоремонтный им А.А. Шпагина
• Камское речное пароходство
• Комсомольцы и молодежь города
• Тетрадная фабрика
• Трест «Подземгаз»
• Трудящиеся г. Молотова
• Трудящиеся Кировского района г. Молотова
• Управление НКВД, военнослужащие войск НКВД Молотовского гарнизона, работники милиции и пожарной охраны НКВД.
Город Пермь с 1940 по 1957 год носил название «Молотов», он был и остается крупным промышленным центром, где работают предприятия разных отраслей. В первую очередь это, конечно же, предприятия тяжелой промышленности.
В Перми в честь присуждения высокого звания установят стелу с изображением герба города и текстом соответствующего Указа главы государства.
г. Ижевск (Удмуртская Республика)
В годы Великой Отечественной войны Удмуртия стала одной из важнейших тыловых баз страны. Более 50 промышленных предприятий из Москвы, Киева, Тулы, Харькова и других городов были эвакуированы и продолжили работу в Удмуртской Республике.
Ижевск – один из достойных городов на получение звания «Город трудовой доблести». Промышленные предприятия, работавшие в столице Удмуртии в годы войны, снабжали армию военной техникой и снаряжением. Они дали фронту более 12 млн. единиц стрелкового оружия. С января 1942 года за сутки заводы вооружали одну стрелковую дивизию и одну авиационную. Неоценим вклад в приближение Победы инженеров, техников, рабочих. Они, полуголодные, работали по 12-16 часов в сутки, иногда месяцами не выходили из цехов заводов.
г. Уфа (Республика Башкортостан)
В начале Великой Отечественной войны в город переехало более 100 000 человек, более 60 предприятий. С запада на восток осенью 1941 года вереницей шли эшелоны с эвакуированными заводами и специалистами. Большая часть рабочих прибыла из Рыбинска вместе с легендарным моторным заводом. В Уфе вместо двигателей для комбайнов теперь предстояло делать моторы для Истребителей и бомбардировщиков. На завод мальчишек брали с 13 лет, а девчонок — с 14. Дети наравне со взрослыми работали и днём, и ночью.
В Уфу были эвакуированы и нефтеперерабатывающие заводы с юга страны. Захватить нефтяные районы СССР было одной из основных задач Гитлера. Каждый четвертый двигатель заправлялся топливом в этом городе. В Уфе стали выпускать топливо, которое не будет мерзнуть в морозы и увеличит мощность двигателей.
Источник: Средневолжское ТУ