Российское учебно-парусное судно «Седов» совершит уникальный переход из Владивостока в Калининград по Северному морскому пути.
18 августа самое крупное учебное парусное судно в мире, барк Росрыболовства «Седов», выйдет из столицы Приморья и возьмет курс на север. Посетив Петропавловск-Камчатский и пройдя через Берингов пролив, «Седов» повернет на запад и пойдет по Северному морскому пути.
Событие беспрецедентное и уникальное. Для истории покорения Арктики, истории мореплавания, истории активного освоения Севера уже в рамках новых мировых геоэкономических и логистических реалий.
Экспедиция подтвердит реальность функционирования Севморпути как самой короткой транспортной артерии из регионов Дальнего Востока и Азии в Европу. При этом барк, которому в 2021 году исполнится 100 лет, впервые в истории парусного флота спокойно пересекающий Северный ледовитый океан, продемонстрирует техническую возможность для судов 1-го уровня ледового класса использовать этот маршрут.
Помимо глобальных «плюсов», которые явит России и миру этот переход, есть и множество профессионально-практических результатов. Так, курсанты учебных заведений Росрыболовства, проходящие практику на паруснике, смогут получить уникальный опыт плавания в условиях Крайнего Севера, который будет востребован в их дальнейшей профессиональной деятельности, например, в качестве членов экипажей рыболовецких судов в новых, арктических районах промысла.
Вопрос безопасности прохождения Севморпути является одним из самых привлекательных факторов для его эксплуатации. Причем не только судами классов РС-РС-5 (по классификации МАКО), но и кораблями, предназначенными для самостоятельного плавания в мелкобитом и разреженном льду. Так что если по этому маршруту проходит парусник, которому скоро исполнится сто лет, то уж современным перевозчикам просто грех не воспользоваться возможностями СМП. Маршрут привлекателен отсутствием пиратов и очередей на право прохода, как в Суэцком канале. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет немногим более 14 тыс. км Для сравнения, через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км.
У людей, далеких от морской тематики, может возникнуть вопрос: как пройдет «Седов» по Севморпути, если там льды, которые затрут судно как скорлупку, случись что? Да и вообще – парусник. Куда ему против ледоколов…
Начнем по порядку. Конечно, если для нас парусник – это то, на чем катают туристов на турецких курортах или нельсоновская Victory в Портсмуте, или (при всем уважении) реконструкции типа «Гото-Предистинации», стоящей у Адмиралтейской площади Воронежа, то да, в Северный ледовитый на них нельзя. Четырехмачтовый барк «Седов» – судно совсем иного рода.
Технические характеристики впечатляют. Длина парусника 117,5 метров, водоизмещение – более 7 тыс. тонн, почти 4,2 квадратных км парусов. Высота мачт от киля до клотика 63,5 метра. 240 человек экипажа.
Но главное – судно имеет усиленный стальной корпус, позволяющий ему спокойно ходить по СМП. Выражаясь техническим языком, «корпусные конструкции соответствуют ледовым усилениям согласно требованиям правил Российского морского регистра судоходства». Напомним, что «Седов» был построен в 1921 году в Германии, на верфях Киля, фирмой Круппа. А качество крупповского металла, от бытового до военного назначения вошло уже в поговорку. Корабль был специально спроектирован и построен для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. Это представитель так называемых винджаммеров – парусников последнего поколения больших коммерческих судов, которые смогли составить конкуренцию грузовым пароходам в первой половине прошлого века.
Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство реёв выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман, что также не вызывает вопросов к их качеству. А 32 паруса обеспечивают максимально быстрое передвижение даже при минимальном ветре. Кстати, именно барку «Седов» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла.
Более того, в отличие от классических винджаммеров «Седов» не зависит от капризов погоды. В безветрие он не будет ложиться в дрейф. «Седов» стал первым парусником в своём классе, оснащённым двигателем. Машинное отделение барка оборудовано главным двигателем Wärtsilä, тремя вспомогательными дизель-генераторами по 135 кВт (могут дать и больше, но не требуется). Размер гребного винта с четырьмя съёмными лопастями 2.2 м.
С точки зрения внутренней начинки, системы жизнеобеспечения и безопасности экипажа корабль отнюдь не брат «Святому Фоке», на котором Георгий Седов с командой отправились в августе 1912 года из Архангельска покорять Северный полюс. Запасов топлива, воды и всего остального в нем хватит на самый долгий переход. Вот несколько цифр: питьевая вода – 319 000 литров, вода для хозяйственных нужд – 574 000 литров, топливные цистерны на 260 000 литров.
Из непривычного, но нужного в долгих, тем более северных, переходах – сауна с небольшим бассейном и актовый зал для концертов и мероприятий. И все остальное – от оснащенной современным оборудованием санчасти до хлебопекарни и библиотеки – тоже в наличии.
На судне есть два паровых котла (горячая вода и отопление) сепараторы, насосы, опреснительная установка и многие другие техсредства, необходимые для решения любых проблем.
Но безопасность судна и экипажа при переходе в северных широтах обеспечат не только крепкий корпус с прочной оснасткой, необходимые запасы и безотказная работа систем жизнеобеспечения. Барк имеет современное радионавигационное оборудование – от системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и электронной картографии до систем ИНМАРСАТ, ГЛОНАСС и многого другого.
Безусловно, есть и стандартный набор спасательного оборудования. Это 36 надувных спасательных плотов, рассчитанных на 20 человек каждый, и две дежурные шлюпки. Всему экипажу выдаются индивидуальные гидротермокостюмы и спасательные жилеты. Осваивать лично арктические воды никто из участников похода не намерен, но полное обеспечение безопасности людей – прежде всего. Плюс обязательная полярная экипировка экипажа.
Кстати, «седовцы» не первый раз выходят в Арктику. В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвященные памяти героев-североморцев, погибших при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и освоению российского Арктического континентального шельфа. Седовцы прошли северные широты в свободном плавании под парусами. Четырехмачтовый парусник посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа.
Конечно, переход Владивосток-Калининград, который будет проходить в период открытой навигации, в зоне свободной ото льда будет иметь свою специфику. За переходом барка будет пристально следить Администрация Северного морского пути. Если северный ветер нагонит крошку, то «Седов» может спокойно переждать неблагоприятную ледовую обстановку в любой из бухт побережья. Ведь осадка судна, даже при полной загрузке топливом, водой и продовольствием, позволяет заходить в мелководные гавани.
И напоследок. Плавание УПС «Седов» будет проходить накануне 100-летия судна. Хороший повод не только вспомнить Георгия Седова и прошлые достижения и победы, но и подтвердить, что современная Россия имеет стратегию развития Заполярья и Северного Морского пути, открывая перед человечеством новые перспективы глобального взаимодействия и мирного сотрудничества в ранее труднодоступных районах.
Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства