Самый большой учебный парусник в мире, российский барк «Седов», пересечет Северный Ледовитый океан.
Интерес к далекому и загадочному Северу в России был всегда. Чем привлекало суровое Заполярье, ледяные воды Печорского и Карского морей новгородцев и поморов ещё тысячу лет назад, мы уже не узнаем никогда. Но ещё в XI веке состоялись первые попытки пройти к Карским воротам, а в XIII-м поморы освоили Вайгач и Новую Землю. К XVII столетию русские купцы и казаки освоили Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби.
Осваивалась территория современного Ямала. Потом были исторические открытия Семёна Дежнева и Ивана Толстоухова, Великая Северная экспедиция, когда отряды Овцына, Муравьева, Минина, Прончищева, братьев Лаптевых и Семена Челюскина прошли вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, совершив множество открытий и составив подробную карту арктического побережья Сибири. XX век стал эпохой перелома в исследовании и освоении Арктики. Экспедиции Толля, Колчака, Папанина, Шмидта, экипажа ледокола «Челюскин» вписаны золотыми буквами в историю страны, флота и науки.
Но есть среди имен российских исследователей Арктики три имени, стоящие особняком. Это Владимир Русанов, Георгий Брусилов и Георгий Седов. Три экспедиции со схожей судьбой, начавшиеся в один, 1912-й, год. И главное – все они были связаны с желанием проложить Северный морской путь.
И вот Россия вновь демонстрирует решительность и отвагу моряков, приверженность традициям первооткрывателей Арктики. Во второй половине августа из Владивостока уходит в уникальную экспедицию самый большой учебный парусник мира, четырехмачтовый барк «Седов». Маршрут судна пройдет через порты Дальнего Востока и северного побережья страны. Завершит свой путь «Седов» в Калининграде.
Проект, осуществляемый Минсельхозом России и Росрыболовством при поддержке Минтранса и Администрации Севморпути, становится беспрецедентным событием истории мирового мореплавания. Впервые почти восемь тысяч миль, большая часть из которых приходится на полярные воды, будут пройдены на судне с парусным вооружением в рамках одного перехода.
Впрочем, для «Седова» и его экипажа это испытание вполне по плечу. Напомним, основные характеристики и славную историю барка. Судно было построено в 1921 году на верфях компании Крупп в немецком городе Киль и сошло со стапелей, неся на борту имя «Магдалена Виннен». Так звали жену первого владельца, Фридриха Виннена. Параметры нового корабля производили сильное впечатление: длина – 117,5 метра, водоизмещение 7 320 тонн, 240 человек экипажа, а площадь парусов 4 192 кв.м. Неслучайно «Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннеса», как самое крупное из действующих до настоящего времени учебных парусников.
Этот барк, относящийся к классу винджаммеров, потомков легендарных чайных клипперов, сначала возил грузы между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. Но жизнь и экономический кризис 30-ых годов XX века диктовали свои правила игры на рынке морских перевозок. Многие суда встали у причалов без работы. Некоторые даже пошли с молотка, как и «Магдалена Виннен». В 1936 году его покупает судоходная компания «Норддойче Ллойд». И тут в его судьбе происходит кардинальный поворот. Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присваивают новое имя – «Коммодор Йонсен».
С началом Второй мировой войны судно переводят в состав вспомогательного флота Германии на Балтике в качестве несамоходной баржи. После войны Советский Союз получил «Коммодор Йонсен» по репарации вместе с двумя другими немецкими парусными судами подобного типа: 4-х мачтовым барком «Падуя» (ныне «Крузенштерн») и 3-х мачтовым барком «Горх Фок» (который был переименован в «Товарищ», но в 2003 году вернулся в родной порт Штральзунд в Германии и стал плавучим музеем). И с января 1946 года он окончательно становится учебным судном ВМФ.
Несмотря на тяжелейшее финансовое положение страны после войны, деньги на восстановление парусника нашлись, и в 1952 году «Седов» отправился в первое плавание. Его капитаном был Пётр Сергеевич Митрофанов, который сделал всё, чтобы вернуть судно в строй.
В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана. Позже, в 1965 году парусник передали в Министерство рыбного хозяйства для обучения экипажей рыболовного флота. Новым портом приписки барка стала Рига.
В начале 70-х «Седову» уже требовался основательный ремонт. Несколько лет барк просто простоял на приколе, ожидая своей участи. Многие склонялись к тому, чтобы утилизировать уже не новое судно. К счастью, нашлось много известных людей, в том числе и заслуженных моряков, которые сумели отстоять судно. И в 1975 году парусник встал на ремонт в Кронштадте.
В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 146 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей. В бывшем носовом трюме разместили два учебных класса, установили новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи.
После обновления у «Седов» началась другая жизнь. Барк, подтверждая свои характеристики и надежность, устанавливает в 1987 году мировой рекорд скорости. Бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки по 300 миль! В 90-е годы барк участвовал в регатах, проводимых «Катти Сарк». Его экипаж трижды занимал призовые места. Всего же за 50 лет судно совершило около 100 учебных рейсов, оставив за кормой свыше полумиллиона морских миль.
В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвященные памяти героев-североморцев, посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа. Во втором плавании им был поставлен рекорд для парусников этого класса – «Седов» пересёк 78ю параллель северной широты и, войдя в знаменитый Ис-фьорд (Ледяной фьорд), ошвартовался в российском порту Баренцбург.
И вот теперь, в рамках второй своей кругосветки, «Седов» снова идет на север. Этот переход глубоко символичен. Урок настоящего патриотизма и связи времен для курсантов и для всех россиян, событие для жителей полярных портов, образец бережного отношения страны к Арктике, перспективность и безопасность Севмпорпути для использования в качестве кратчайшего пути перевалки грузов из Азии на Запад, привлечение внимания к проектам по освоению Крайнего Севера, реализуемым в стране, – лишь часть тех глубинных смыслов, которые понесет на своих парусах сквозь полярные воды российский барк «Седов».
Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства