О ходе лососевой путины, возможности легальной продажи улова рыбаками-любителями и ограничениях при перевозке красной икры рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
– Илья Васильевич, главный вопрос – что с уловом в этом году? Были новости, что путина в этом году хуже, чем была в предыдущие годы. Не возникнет ли дефицита рыбы на прилавках?
– На самом деле, если говорить об общем объеме добытой рыбы, то он будет на уровне прошлого года, возможно, даже с небольшой прибавкой. Но действительно, лососевая путина заканчивается не очень удачно. Она хуже тех рекордных результатов, которые были в последние годы. Но в целом нельзя, конечно, говорить, что итоги путины приведут к дефициту лососевых и продукции из них на внутреннем рынке. Поэтому, дефицита ни рыбы, ни красной икры не будет, и это очевидный факт.
– Недавняя новость, что рыбакам-любителям разрешат продавать самостоятельно излишки своей рыбы – для чего это сделано?
– Мы выступили с такой инициативой. Спасибо, что Мурманская область нас активно поддержала. У нас много рыбаков-любителей, которые добывают достаточно большое количество водно-биологических ресурсов, и согласно действующему законодательству, вся добытая им рыба может быть использована только в личных целях. Но при этом мы понимаем, что объем добычи иногда больше, чем то, что можно потребить непосредственно в домашних хозяйствах. Поэтому в качестве эксперимента предложено попробовать разрешить рыбакам-любителям продавать излишки рыбной продукции. Это будет полезно и самим рыбакам-любителям, поскольку даст дополнительную возможность дохода. А для населения, которое проживает в прибрежных районах, появится дополнительный объем свежей продукции, которая будет проходить ветеринарную проверку. И мы тем самым попробуем убрать так называемую придорожную торговлю, которая осуществляется вообще без всяких документов. Нам кажется, что это составит конкуренцию, и позволит в том числе бороться с нелегальным браконьерством.
– Скажите, а не получится так, что браконьеры воспользуются возможностью и будут продавать свой незаконный улов, используя эту лазейку, как будто они рыбаки-любители?
– Здесь есть определенные риски, мы сами их тоже видим, поэтому в законопроекте упоминается пока только четыре региона. Это «осторожный эксперимент», потому что под видом такой реализации могут появиться организованные группы, которые будут промышленный браконьерский улов таким образом легализовывать. То есть, будут ловить не разрешенными орудиями лова, а будут добывать большие объемы, собирать людей, брать у них паспорта и под маркой того, что это выловили жители деревни, эту продукцию реализовывать. Этого, конечно, нельзя допустить.
– А какие-то квоты на продажу рыбаками-любителями будут?
– Сейчас законом четко установлена норма суточного вылова для рыбака-любителя. Если рыбак-любитель вдруг захочет продать эту продукцию, ему надо будет получить необходимое разрешение для такой реализации, причем разовая продажа будет ограничена тремя суточными нормами улова. В различных регионах это разные объемы и разные виды. Реализация продукции будет возможна только в тех местах, которые определит непосредственно субъект Российской Федерации, непосредственно в тех муниципалитетах, где будет организована, в том числе, и ветеринарная проверка. Предложенный механизм на наш взгляд, позволит отследить как объемы, которые реализуются, так и качество продукции.
– Еще одна новость этого дня: в России предлагается ограничить перевоз икры в багаже 10 килограммами. Зачем?
– Во время лососевой путины идет очень большой браконьерский пресс, и эта незаконно добытая икра зачастую транспортируется в Центральную часть Российской Федерации непосредственно в авиационном багаже, как пассажирами, так и членами экипажа. Такая практика, к сожалению, присутствует. Мы предложили ограничить возможность перевозки икры без документов объемом в 10 килограмм. Если вы хотите перевозить свыше 10 килограмм, то должны иметь соответственные разрешительные документы, которые подтверждают достоверность вылова, ветеринарную безопасность. То есть, ограничения вводятся только на бездокументарное перемещение груза.
– А как в целом на рыболовецкой отрасли отразилась пандемия?
– Конечно, чувствуется снижение потребительской активности, наблюдается некоторое снижение цен. Однако, отрасль не останавливала работу. В новых условиях нами был создан оперативный штаб, который осуществляет контроль за выполнением рыбопромышленниками противоэпидемиологических мер, соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора. Есть определенные сложности с поставкой продукции на азиатские рынки, поскольку там периодически вводятся определенные ограничения, вплоть до запрета выхода экипажа на берег. Были проблемы, связанные с обнаружением следов вируса на упаковках готовой продукции. Но в целом отрасль работает штатно, и результаты, которые сейчас есть, это подтверждают.