По оперативным данным отраслевой системы мониторинга Росрыболовства, вылов кильки в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне в 2020 году вырос в 4,7 раз, до 13,6 тыс. тонн. В 2019 году аналогичный показатель составил 2,89 тыс. тонн.
Добыча кильки в Каспийском море – один из главных драйверов роста вылова в Волжско-Каспийском бассейне. По данным отраслевой науки запасы кильки в Каспии составляют 450-500 тыс. тонн. В 2021 году к вылову рекомендовано 98,5 тыс. тонн кильки.
В последние 15 лет добыча кильки была свернута в связи с резким падением запасов и низкой рентабельностью промысла. В настоящее время этот ресурс снова стал перспективным, его освоению активно способствует отраслевая наука. Благодаря прикладным и ресурсным исследованиям разработаны и обоснованы рекомендации, связанные с возобновлением килечного промысла на Среднем Каспии. Осенью 2019 года три рыболовецких судна впервые вышли на промысел кильки в западную часть Среднего Каспия. В 2020 году количество рыболовецких судов увеличилось с 3 до 15 единиц. Ожидаемые выловы в ближайшей перспективе – до 20 тыс. тонн, с дальнейшим ростом, по мере восстановления флота, до 50-60 тыс. тонн и выше.
Новые предприятия, которые уже подключаются к килечному промыслу, способствуют развитию производства консервной продукции. Килька, как и шпрот, относится к мелкосельдевым видам водных биоресурсов. После введения Россией ответных контрмер под ограничения попали 41 тыс. тонн кильки и шпрот из стран, поддержавших антироссийские санкции, или 9,2% всего «выпавшего» импорта. Отечественные рыбаки активно взялись за импортозамещение.
Рост добычи мелкосельдевых отмечается и в других акваториях: в Западном бассейне вылов шпрота вырос на 11% – до 45 тыс. тонн к 2019 году, добыча салаки (балтийская сельдь) увеличилась на 4%, до 26 тыс. тонн. В Азово-Черноморском бассейне вылов шпрота поднялся на 2% и достиг 18,3 тыс. тонн.
При этом производители консервов отмечают преимущества каспийской кильки при переработке – именно каспийская килька может быть использована для выпуска продукции высшего сорта.
Повышение уровня освоения неквотируемых и низкорентабельных видов рыб – одна из задач, которую поставил заместитель Министра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Для обновления флота на Каспии и других бассейнах, на которых нет возможности распространить программу инвестквот, Росрыболовством совместно с Минпромторгом внедрены дополнительные меры господдержки – субсидирование капитальных затрат на строительство малых и средних судов.
«Сегодня для возобновления масштабной добычи кильки и возрождения культуры ее потребления есть все предпосылки. Запасы в последние годы восстановились, экспериментальные рейсы ученых показали экономическую целесообразность этого вида рыбалки. Очевидно, что российские рыбаки уже в полной мере обеспечивают загрузку перерабатывающих предприятий, которые, в свою очередь, поставляют качественный отечественный продукт на прилавки. Речь не только о консервах, уже разработаны технологии производства самой разнообразной продукции из кильки», – отметил Илья Шестаков.
Килька – полезный диетический продукт с высоким содержанием белка. В 100 граммах рыбы содержится до 3 граммов полиненасыщенных жирных кислот. Килька каспийская богата витамином B6, PP, калием, фосфором, йодом, кобальтом, медью, хромом и цинком. Регулярное употребление кильки в пищу снижает уровень холестерина в крови, помогает в борьбе с атеросклерозом, является хорошим средством профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства
Объем импорта по странам, в отношении которых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» применены санкции, в 2013 году составил (по обозначенным кодам) 462 тыс. тонн, что составляет 45% от общего объема импорта в 2013 году.
В структуре импорта в 2013 году по указанным странам:
27,5% (122,4 тыс. тонн) приходилось на лососевые виды рыб,
22,8% (101,4 тыс. тонн) на сельдь и продукцию из сельди,
9,2% (41 тыс. тонн) на кильки и шпроты,
7,7% (34,3 тыс. тонн) на мойву,
6,9% (30,5 тыс. тонн) на форель,
6,7% (29,6 тыс. тонн) на креветки,
6,0% (26,7 тыс. тонн) на скумбрию и ставриду.
Остальные 13,2% приходятся на другие виды рыб (палтус, минтай, сардины и прочие).