В стране еще недостаточно холодильных мощностей для перевалки рыбы, но принимаемые меры со стороны государства и Росрыболовства по привлечению частного бизнеса в эту сферу уже скоро позволят значительно снизить дефицит. Актуальную тему обсудили на круглом столе «Рыбная инфраструктура» в рамках VI Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии и технологий, которые проходят в Санкт-Петербурге 27-29 сентября.
Начальник Управления экономики и инвестиций Федерального агентства по рыболовству Андрей Михалевич отметил, что дефицит холодильных мощностей на Дальнем Востоке сейчас оценивается примерно в 80 тысяч тонн, а в Мурманске – порядка 50 тысяч.
«В 2021 году года из-за пандемийных ограничений в Китае Дальний Восток был перегружен, тогда за месяц приняли решение о субсидировании железнодорожных перевозок рыбы (прим. – минтая) с Дальнего Востока на Запад. И эта мера помогла снизить напряженность. Сейчас мы подготовили предложения по субсидированию не только минтая, но и таких видов как сельдь, иваси и горбуша», – сказал Андрей Михалевич.
Очевидно, что этой меры явно недостаточно, поэтому в рамках второго этапа инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами будет построено несколько холодильников – три крупных по 25 тысяч тонн и один небольшой на 5 тысяч. Это потребует значительных инвестиций в 8-10 млрд рублей, но они сбалансируют пиковые нагрузки в сезон. Кроме того, предусматривается и строительство контейнерных площадок для хранения 400 контейнеров – такая инфраструктура тоже необходима в логистике.
В перечень инвестиционных проектов второго этапа инвестквот внесены и рефрижераторные суда, сейчас их парк также изношен, вместе с тем предполагается увеличение перевозок рыбы и по Севморпути, и в государства АТР. Новые решения позволят настроить более эффективную работу рыбной логистики.
Первый аукцион по продаже квот краба с инвестиционными обязательствами, в который включен первый объект – строительство холодильника – состоится во второй половине октября этого года. Максимальный срок реализации проекта – пять лет, но скорее, всего, рыбаки справятся с ними за два-три года.
По Северному бассейну планируется два аукциона, реализация крупных проектов начнется в 2024-2026 годах. На Севере недостаточно именно перевалочных хабов, но есть холодильники при заводах, уже построенных в рамках инвестиционных квот.
Со своей стороны врио генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Руслан Румянцев рассказал, что на Дальнем Востоке основной упор делается на порт Владивостока как главный хаб перевалки рыбной продукции, но в то же время рассматривают два дополнительных порта на Камчатке и Сахалине.
«Сейчас идет процесс инвентаризации гидротехнических сооружений, но уже запланировано финансирование для развития. В Мурманске рыбной порт недавно вернули государству, и теперь совместно с правительством области рассматриваем, как лучше включить его в единую сеть по поставкам рыбопродукции и использовать по назначению для перевалки рыбные причалы, на которых раньше переваливали уголь», – отметил Руслан Румянцев.
Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства