В дни работы шестого Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий прошло заседание Круглого стола «Продвижение на внутреннем рынке и увеличение потребления российской рыбы внутри страны».
По последним данными ФАО, объем добычи водных биоресурсов, за исключением аквакультуры, за последние 10 лет снизился на 2 млн тонн, или (-2,2%), при этом население планеты за этот период выросло на (+0,75) млрд человек – (+10%). На международные рынки выходят новые страны, растет мировая конкуренция за натуральный белок. В то же время потребление рыбы и морепродуктов в России находится в стагнации уже несколько лет и по разным оценкам составляет от 15 кг до 22 кг на душу населения в год, тогда как, российская научно обоснованная норма составляет 28 кг. Растет и диспропорция в потреблении между возрастными группами населения. По данным ВЦИОМ, еженедельное потребление рыбы и рыбной продукции среди молодежи от 18 до 24 лет с 2018 года по 2023 год снизилось с 55% до 21%.
С чем связаны и как решать проблемы российского рыбного рынка, как насытить его разнообразной и доступной по цене рыбопродукцией, сделать ее привлекательной и востребованной у россиян независимо от возраста, об этом говорили участники круглого стола.
«Если раньше стоял вопрос, где рыба, то сейчас спрашивают, а где дешевая рыба», – констатировал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.
Замруководителя Росрыболовства отметил две основные проблемы, которые нужно решать, чтобы сделать рыбную продукцию для россиян востребованной и доступной: «Отечественный вылов позволяет нам насытить внутренний рынок рыбопродукции, а если каких-то позиций не хватает, мы импортируем. Но нужно учитывать ментальность молодого поколения. Они не будут, как раньше, стоять у плиты и готовить блюдо из мороженой рыбы. Для них важно купить готовые полуфабрикаты, не сложные и не требующие больших временных затрат в приготовления блюда. Что касается цены, рыба во всем мире дорожает. В России это связано и с санкционным давлением на отрасль, что привело к росту расходов на логистику, импортное оборудование. Играют свою роль инвестиции, которые рыбаки и рыбопереработчики вкладывают в развитие своих активов, а также возросшая налоговая нагрузка на отрасль».
По мнению Василия Соколова, решением проблемы может стать использование интернет-технологий для обеспечения рыбопродукцией малоимущих слоев населения по доступной цене. «Технически это сделать совсем несложно. Есть различные интернет-платформы, которые можно использовать для того, чтобы составить реестр малоимущих и дифференцированно обеспечивать их рыбопродукцией по доступной цене», – пояснил он.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов сделал акцент на необходимость популяризации рыбы среди населения.
«Нужно разъяснять людям, что есть много рыбы – это не самоцель, а действительно полезно для здоровья», сказал Владимир Солодов.
По мнению губернатора, нет конфликта между экспортом российской рыбы на международные рынки и насыщением отечественного рынка, но нужно учитывать влияние курса рубля к иностранным валютам на формирование внутренней цены на рыбопродукцию.
«Конечно, сложно прогнозировать цены на рыбопродукцию на внутреннем рынке с учетом высокой волатильности курса рубля, но необходимо разработать меры для нивелирования влияния этого фактора», – подчеркнул губернатор.
Владимир Солодов предложил разработать и принять долгосрочную государственную программу продвижения рыбопродукции на российском рынке, которая бы включала государственный заказ как драйвер спроса, акцент на поддержку производства конечного продукта высокой степени переработки, повышение эффективности логистики рыбопродукции и долгосрочные меры информационной поддержки.
Заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов основными причинами, сдерживающими развитие внутреннего рыбного рынка, назвал высокие цены на рыбопродукцию, невысокое качество рыбы в массовом сегменте, недостаточную информацию для потребителей о рыбе и о том, как ее выбирать, а также узкий ассортимент рыбопродукции быстрого приготовления.
«Нужно проводить долгосрочные кампании, направленные на популяризацию недооцененной рыбы, рыбы, вылов которой можно увеличить, а также на просвещение потребителя о пользе рыбы, о том, на что необходимо обращать внимание при ее покупке и о способах приготовления рыбных блюд», – сказал Антон Куканов.
На фоне часто упоминаемых высоких цен как сдерживающего фактора увеличения потребления российской рыбы внутри страны, неким диссонансом прозвучало выступление Леонида Ардалионова, директора по аналитике исследовательской компании NTech.
«Наши исследования показали, что основная проблема развития внутреннего рынка рыбопродукции заключается не в высоких ценах, а в скудном ассортименте, в котором отсутствуют новинки, и нет продукции быстрого приготовления или готовой к употреблению. А поколение 30+ – это поколение “перекуса”»,- сказал Леонид Ардалионов.
По его мнению, нужно также учитывать, какие рыбные блюда любят дети, поскольку именно они формируют рыбное меню в семье. Поэтому производителям рыбопродукции нужно, прежде всего, работать с ассортиментом.
С ним не совсем согласился председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
«Мы видим, что нет продвижения рыбы на внутреннем рынке. Однако дело не только в недостаточном учете предпочтений молодого поколения. Рыбу покупает и старшее поколение. И мы видим, что покупатель покупает ту продукцию, к которой привык. Поэтому нужно формировать рацион его питания», – считает Игорь Караваев.