5 марта 2020 года Общественный совет при ФАС России рассмотрел концепцию Национального плана развития конкуренции в России на период 2021-2025 годы и принял решение вынести его на рассмотрение Общественной палаты Российской Федерации. Как сообщил начальник Правового управления ФАС Артём Молчанов, проект документа был направлен в 33 федеральных ведомства, но согласован только 12 ведомствами. 10 марта проект Национального плана будет направлен в Правительство Российской Федерации с таблицей разногласий для доработки и дополнительного согласования. Председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев выступил с содокладом на заседании и отметил, что проект плана не прошёл обязательные процедуры общественного обсуждения.
В размещённом на сайте ФАС 18 февраля официальном комментарии заместителя руководителя ФАС Михаила Евраева было указано, что подготовленный проект Национального плана развития конкуренции предлагает отменить действующий долгосрочный порядок закрепления прав на добычу водных биоресурсов. ФАС выступала с такой инициативой в 2015 году при подготовке заседания Президиума Госсовета, состоявшегося 19 октября 2015 года, но не была поддержана рабочей группой по подготовке заседания Президиума Госсовета. В 2018 году ФАС добилась включения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года №1697-р пункта о подготовке доклада в Правительство, обосновывающего регулярное – каждые 3-5 лет – проведение аукционов по закреплению квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Однако соответствующее предложение не было поддержано Минсельхозом России и главами регионов и 21 июня 2019 года соответствующий пункт был исключен из правительственного распоряжения. 10 апреля 2019 года Государственная Дума приняла специальное постановление, в котором рекомендовала Правительству Российской Федерации представить официальную позицию о нераспространении установленной для 50% общего допустимого улова крабов практики аукционов на другие виды водных биоресурсов (включая оставшиеся 50% общего допустимого улова крабов). 26 июля аналогичное постановление было принято Советом Федерации.
5 марта Общественный совет при ФАС обсудил проект Национального плана развития конкуренции на 2021–2025 годы, который предусматривает «обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам». При обсуждении проекта начальник правового управления ФАС России Артём Молчанов отметил, что «недискриминационный доступ к природным ресурсам» может распространяться на все виды природных ресурсов, включая нефть, газ, все виды руд, древесину и водных биоресурсы. Однако в ходе обсуждения не смог пояснить механизмы расширения участия малого и среднего предпринимательства и увеличения степени конкуренции в добыче природных ископаемых, право на разработку которых предоставляется лицензиями на срок более 80 лет.
Председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев выступил с содокладом. «Общественный совет при Росрыболовстве, в целом рыбацкое сообщество, всегда придерживалось следующей позиции – водные биологические ресурсы (как и природные ресурсы в целом) принадлежат Российской Федерации, а права пользования ресурсами закрепляются на долгосрочный срок за добросовестными пользователями. Мы считаем, что общественная дискуссия о принципах закрепления водных биологических ресурсах должна происходить открыто и гласно, профессионально и аргументированно», – подчеркнул Герман Зверев.
Председатель Общественного совета при Росрыболовстве отметил, что обстоятельная общественная дискуссия о принципах закрепления квот на добычу водных биоресурсов уже проходила в 2015 году при подготовке заседания Президиума Госсовета 19 октября 2015 года и была подытожена перечнем поручений Президента. Герман Зверев также озвучил результаты работы отрасли за прошедшие почти пять лет. Среди них – существенный рост налоговой, инвестиционной и в целом экономической эффективности отрасли. Так, например, налоговые поступления отрасли за минувшие пять лет увеличились в два раза и превысили 50 млрд рублей, а инвестиции выросли с 9 млрд рублей до 45 млрд рублей (прогноз на 2020 год – 50 млрд рублей). Он также напомнил, что по уровню заработной платы рыбная отрасль входит в пятёрку самых высокооплачиваемых отраслей российской экономики.
Председатель Общественного совета при Росрыболовстве отметил, что проект Национального плана по развитию конкуренции не прошёл обязательные процедуры общественной экспертизы, предусмотренные законодательством. Проект Национального плана не рассматривался на заседаниях Экспертного совета по развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе, деятельность которого была прекращена в 2013 году. Не была учтена позиция общенациональных бизнес-объединений – РСПП и ТПП – при подготовке в 2018 и 2019 годах ежегодных докладов о состоянии конкуренции, что привело к искажённым выводам в подготовленных докладах. ФАС России не представила доказательств определяющего влияния действующего принципа распределения квот на добычу на уровень розничных цен на рыбопродукцию и не проанализировала долю розничных сетей в конечной стоимости рыбопродукции. Вывод ФАС России о недостаточном уровне конкуренции в рыбохозяйственном комплексе не подтверждается необходимыми исследованиями, так как за период с 2010 года ФАС не проводила комплексный анализ рынков по каждому виду продукции из водных биоресурсов. «Этого явно недостаточно для того, чтобы сделать обоснованный вывод о состоянии конкуренции в отрасли в целом», – заявил глава Общественного совета при Росрыболовстве.
В ходе заседания Общественного совета при ФАС выступили представители общенациональных бизнес-объединений (РСПП, ТПП, «ОПОРЫ РОССИИ»), представители экспертного сообщества. Общественный совет при ФАС принял решение обсудить проект Национального плана по развитию конкуренции в Общественной палате Российской Федерации совместно с председателями общественных советов всех федеральных ведомств. 4 марта руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил в ходе выступления на «правительственном часе» в Государственной Думе о том, что приглашает депутатов Государственной Думы принять участие в обсуждении проекта Национального плана развития конкуренции России на 2021–2025 годы.