Ученые ТИНРО-Центра совместно с кораблестроителями работают над конструкцией судна, которое сможет поднимать большие уловы без чрезмерной нагрузки на механизмы и не повреждая рыбу. Для этих целей специалисты предлагают использовать гидроканал.
Специалисты Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра ведут работу над масштабным инновационным проектом – научно-промысловым судном, способным брать тралом большие уловы, не повреждая при этом рыбу.
«Траловый мешок – это громоздкое сооружение, рассчитанное на подъем высоких уловов (100 тонн и более). Обычно, когда тральщик поднимает по слипу мешок с уловом более 50-60 тонн, то повреждаемость сырца превышает 10%, – рассказал ведущий научный сотрудник ТИНРО-Центра Михаил Мизюркин. – При выборке трала по слипу в районе слиповой канавки происходит излом мешка, где обловленная рыба получает наиболее интенсивные повреждения, а элементы многослойной оснастки мешка испытывают максимальную нагрузку, вплоть до разрушения (порывы сетного полотна, поясов и топенантов). Кроме того, высокие нагрузки на промысловые механизмы увеличивают риск их поломки и травмирования людей при разрушении оснастки орудий лова и вытяжных механизмов».
По сей день поднятие тралового мешка из воды на главную палубу сопровождается временным снижением остойчивости судна (в первую очередь для малотоннажного и среднетоннажного флота), что приводит к риску опрокидывания судна при волнении и интенсивном ветровом давлении на борт судна и настройки. Поэтому глобальной задачей научных сотрудников было минимизировать все эти риски и издержки без ущерба эффективности промысла.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе ТИНРО-Центра, новый проект реализуется специалистами Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра и при участии корабелов конструкторского бюро «Вымпел» (Нижний Новгород). Разработчики предлагают создать судно, на котором вместо традиционного слипа будет использоваться приемный гидроканал, расположенный в корме ниже ватерлинии. Такой способ приемки улова позволит значительно уменьшить нагрузку на промысловые механизмы, максимально сократить повреждаемость сырца и обезопасить работу членов траловой бригады.
«В процессе выборки мешка в приемный гидроканал выливка улова осуществляется рыбонасосом в приемные бункера или непосредственно на конвейеры рыбообрабатывающего цеха, – пояснил ведущий инженер лаборатории промышленного рыболовства ТИНРО-Центра Юрий Еремин. – После выливки улова опорожненный мешок тельферами укладывается на промысловой палубе, где происходит подготовка трала к следующей постановке. Такой способ облова гидробионтов позволяет избежать повреждаемости даже таких объектов, как сардины, сельдь, креветки, криль, сайра и др.».
В последнее годы рыбаки все чаще привлекают крупнотоннажный флот к промыслу сайры. В настоящее время на НИС «Профессор Леванидов» успешно отрабатывается промысловая схема лова сайры с высокобортных судов с использованием бортовой бессигарной ловушки. По мнению специалистов, проектируемое судно с приемным гидроканалом сможет вообще обходиться без использования сетных орудий лова. Их заменят искусственные физические поля, при условии, что сайру будут приманивать с помощью надводных источников света.
Изучение особенностей промысла с судна, оборудованного приемным гидроканалом, – задача ученых. Поэтому первым судном данного типа должно стать научно-исследовательское, на котором необходимо будет провести весь комплекс работ в этом направлении. Как отметили в ТИНРО-Центре, пока интерес поучаствовать в проекте и разработать техническое задание и концептуальный проект на добровольных началах выразило конструкторское бюро «Вымпел». В перспективе НИС будет принадлежать к классу среднетоннажных морозильных двухвинтовых траулеров – дизель-электроходов. Однако промысловое судно может быть самых разных классов от малотоннажного до крупнотоннажного. По словам ученых, по мере испытания нового судна может потребоваться доработка технологий как в части процесса добычи, так и в части обработки улова.
Интерес к проекту уже проявляет и отраслевой бизнес. Ученые не сомневаются, что при успешном завершении эксперимента немало рыбаков пожелают приобрести подобное судно.
Источник: Fishnews