Лосось стал одним из главных «героев» минувшей рабочей поездки на Сахалин министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова и его заместителя, руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова. Об этом сообщает skr.su.
Символично, что, едва прилетев на остров, они сразу же поехали на юго-восточное побережье, где посетили Охотский лососевый рыбоводный завод. Правда, на одном из старейших предприятий области выращивают сегодня также сахалинского осетра и тайменя, которые обычно производят на гостей куда большее впечатление, чем мальки кеты и кижуча. Однако именно там министр и его заместитель, что называется, из первых уст услышали о нынешних заботах наших лососеводов.
И одна из острых проблем связана с несовершенством принятого не столь давно Федерального закона «Об аквакультуре». Суть ее такова: рыбопромысловые участки при реках, на которых действуют заводы по искусственному разведению лососевых, предстоит выставить на аукционы. Если в ходе торгов подобные РПУ купят те, кто предложит больше денег, рыбоводы попросту обанкротятся, лишившись возможности ловить выращенного ими же лосося. О том, насколько масштабна эта проблема, можно было судить по цифрам, прозвучавшим чуть позже, на совещании в правительстве области.
Выступивший здесь с докладом руководитель областного агентства по рыболовству Павел Колотушкин сообщил: в островном регионе сегодня работает 41 лососевый рыбоводный завод, и более половины из них возведено на средства частных инвесторов. На Сахалине и Курилах создано крупнейшее в России рыбоводное хозяйство, чьи мощности позволяют выпускать 894 млн. штук молоди различных видов лососевых. По усредненным экспертным оценкам, это дает возможность вылавливать около 70 тыс. тонн красной рыбы, выращенной именно подобными предприятиями. П. Колотушкин подчеркнул: правительство островного региона заинтересовано, чтобы в первую очередь запасы лососевых восстанавливались там, где они в свое время были подорваны. Например, в прошлом году на юго-западе острова новый ЛРЗ ввели в эксплуатацию на реке Кострома, а в 2009 году в рамках государственно-частного партнерства на том же побережье построили завод на реке Сова. Впрочем, у нас есть и вовсе уникальные предприятия – вроде завода в бухте Оля на острове Итурупе, – которые вообще не имеют естественных водотоков, но успешно выращивают и выпускают в море очередные поколения красной рыбы.
И нынешние результаты – не предел, у островных рыбоводов есть возможности еще значительнее пополнить запасы природной кладовой. По словам выступившего на совещании руководителя областной ассоциации лососевых рыбоводных заводов и бизнес-омбудсмена Андрея Коваленко, в Японии выпускают в год 2 млрд., а в США – еще 1,5 млрд. мальков красной рыбы. «В северной части Тихого океана есть пищевые ресурсы еще на 1 млрд. штук мальков, – добавил А. Коваленко. – Кто эту рыбу вырастит, к тому она и придет…»
Развивать созданную на наших островах рыбоводную систему требуется не наобум, а в рамках концепции комплексного воспроизводства лососевых – считает доктор биологических наук, профессор Валерий Ефанов. Выступая перед собравшимися, он напомнил: в 2004 году такая концепция у сахалинцев была. Однако срок ее действия истек, да и в самой отрасли произошли разительные перемены – в несколько раз увеличилось число рыбоводных заводов, на них применяются прогрессивные методы выращивания лососевых и новейшее оборудование. По мнению В. Ефанова, настало время переходить от строительства отдельных ЛРЗ к организации комплексов, в которых в единой технологической цепочке были бы объединены выращивание лососевых, их добыча и переработка. Тогда, считает ученый, вылов красной рыбы у нас можно довести до 400 тыс. тонн – т. е. фактически превысить нынешние возможности всего Дальнего Востока.
Нужны полномочия
Пополнение запаса лососевых тесно связано не только с рыбоводством, но и с эффективным промыслом. А его в островном регионе ежегодно организует областная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб, которую возглавляет губернатор.
– Основную задачу мы видим в том, – подчеркнул в своем выступлении П. Колотушкин, – чтобы сначала обеспечить оптимальное заполнение естественных нерестилищ, дать возможность заложить икру на инкубацию нашим заводам и только потом изъять рыбу в промышленных объемах…
Однако, решая эту задачу, «анадромная» комиссия сталкивается с проблемами, к которым и было привлечено внимание высоких гостей. Так, стоит комиссии ввести ограничения на промысел – например, по длине неводов – как часть рыбопромышленников шлет протесты в прокуратуру и прочие инстанции либо и вовсе инициирует длительные судебные разбирательства. А причиной всему – разночтения в нормативно-правовых актах, на основании которых действует «штаб путины». Так, приказом Минсельхоза РФ комиссии дано право устанавливать сроки, места промысла и так называемые «проходные дни» для пропуска лососевых в реки. В то же самое время действующий закон о рыболовстве гласит, что комиссия может определять и «иные условия добычи». Естественно, последний правовой термин каждый участник путины понимает или толкует по-своему.
– Комиссия должна иметь право на ограничение количества судов, участвующих в добыче лососевых, на определение размеров и видов орудий промысла, на принятие решений по перегораживанию водотока для предупреждения перезаполнения нерестилищ, – предложил П. Колотушкин. – Все судебные решения принимались в нашу пользу, но для дальнейшей работы необходимы изменения в правилах рыболовства и в порядке работы комиссии…
Поясняя позицию Росрыболовства, его глава И. Шестаков отметил: сегодня в регионах состав «анадромных» комиссий формируется по-разному. Это приводит к тому, что некоторые коллегиальные органы принимают решения, которые не учитывают либо вовсе противоречат рекомендациям отраслевой науки. Руководитель отрасли согласился: состав комиссий, порядок их работы и полномочия действительно должны быть единообразными и понятными для всех. «Это для нас импульс, чтобы задать единые стандарты», – подытожил министр сельского хозяйства России Н. Федоров.
О дрифтере нашем замолвили слово
Возможному запрету морского промысла лососевых в экономзоне России посвятил свое выступление вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергей Сиянов. Угроза ликвидации дрифтерного флота и резкого сокращения вылова красной рыбы плавными сетями на Северных Курилах приобрела актуальность после того, как группа сенаторов и депутатов Госдумы предложила изменения в действующее федеральное законодательство о рыболовстве.
– Заявление авторов законопроекта, что запрет на дрифтер позволит увеличить поставки лососей на внутренний рынок на 5 млрд. рублей невыполнимо даже теоретически, – сообщил представитель рыбацкой общественности Сахалина. – Во-первых, весь улов лосося в экономзоне стоит не более 1,5 млрд. рублей. Во-вторых, запрет никак не изменит поставки на внутренний рынок, потому что самый ценный вид берегового улова – нерка – тоже идет на экспорт. Всего же в 2013 году, в пересчете на сырец, было экспортировано 157 тыс. тонн тихоокеанского лосося, что в 7,8 раза превышает весь дрифтерный улов…
В обсуждении этого острого вопроса принял участие и один из инициаторов упомянутого законопроекта – сенатор Совета Федерации Александр Верховский. У него нет сомнений, что лосось, «избавленный» от дрифтерных сетей в океане, будет успешно освоен в прибрежном рыболовстве. Вместе с тем представитель сахалинцев в верхней палате российского парламента согласился: дрифтерные компании в установленном порядке получили право на промысел и квоты до 2020 года. «С этим нужно считаться, – добавил А. Верховский. – Иначе подорвем доверие к государству, к договорной системе. Эта проблема реально существует…»
Ситуацию прокомментировал и министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, отметивший: решение о запрете дрифтерного лова скорее всего будет принято, но реализовывать его надо максимально цивилизованно и безболезненно для российских рыбаков. Необходимо учитывать и международный аспект проблемы, ведь промысел лососевых в российской экономзоне ведут также рыбаки Японии, которые действуют на основе отдельного межправительственного соглашения.
А граница между ними – порт…
Своеобразной границей между морским промыслом и береговой рыбопереработкой стали порты, где
перегружается значительная доля уловов рыбаков островной области. Часть причального хозяйства и различных гидротехнических сооружений осталась в ведении Росрыболовства, но находится далеко не в лучшем состоянии. А некоторые бывшие рыбные порты, по признанию главы отрасли И. Шестакова, и вовсе перепрофилированы на переработку угля и других грузов.
Выступивший на совещании губернатор Александр Хорошавин отметил: областные власти готовы теснее работать с федеральными в вопросах развития портового хозяйства. О серьезности таких намерений можно судить по усилиям, вложенным в инфраструктуру другого вида транспорта – воздушного. На баланс Сахалинской области приняты имеющиеся на островах аэропорты, а на их строительство и реконструкцию выделяются многомиллиардные суммы из регионального бюджета. В свою очередь министр сельского хозяйства России Н. Федоров положительно оценил инициативность сахалинцев и заверил, что готов содействовать тем субъектам Федерации, где имеют обоснованные предложения и хотят добиться реальных результатов.
На совещании были также затронуты вопросы, связанные с необходимыми изменениями Лесного кодекса РФ, который пока затрудняет оборудование рыбацких станов на ряде участков побережья. Участники диалога говорили о проблемах, связанных с промыслом краба и некоторых других водных биоресурсов, содержанием арестованных браконьерских судов в местных портах и т. п. В итоге минувшая встреча дала сахалинцам еще одну возможность оценить достигнутые результаты и сверить свои планы с руководством Минсельхоза России и Федерального агентства по рыболовству.
Источник: Fishnet.ru