Минтранс работает над изменениями в закон о морских портах: Росрыболовство предлагается наделить полномочиями по управлению терминалами, обслуживающими промысловый флот. За Минсельхозом планируется закрепить функции по утверждению порядка сдачи причалов в аренду.
Вопросы эффективного развития рыбных терминалов морских портов обсуждались на расширенном совещании у заместителя министра сельского хозяйства РФ – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова. В мероприятии приняли участие представители Минсельхоза, Росрыболовства, Росимущества, Минтранса, субъектов Российской Федерации, морских рыбных портов и отраслевых ассоциаций.
Открывая совещание, Илья Шестаков отметил, что сегодня, когда перед отраслью стоит задача ускоренного импортозамещения, вопрос развития рыбных терминалов в портах ключевых для отрасли регионов особенно актуален.
«Наша задача – создать оптимальные для рыбаков условия, чтобы суда заходили в наши, а не в иностранные порты и продукция выгружалась на российский берег и шла в центральные регионы России», – подчеркнул глава ФАР.
На сегодняшний день единственным рычагом влияния на собственников портов остаются причальные сооружения, которые находятся в федеральной собственности, отметили в Росрыболовстве. Из 112 км причальных стенок гидротехнические сооружения протяженностью 21 км находятся в ведении ФГУП «Нацрыбресурс».
Генеральный директор предприятия Игорь Ивлев рассказал, что инфраструктурой ФГУП пользуется большинство промысловых компаний, по результатам 2014 г. на причалах осуществлена перевалка 335 тыс. тонн рыбы и рыбопродукции.
При этом, по словам Игоря Ивлева, причальные стенки и портовая инфраструктура по большей части находятся в плачевном состоянии. Основная часть причалов была передана ФГУП с обременением в виде договоров аренды с различными условиями, препятствующими улучшению ситуации в рыбных портах. «Средняя ставка аренды сегодня такая, что капитальный ремонт профинансировать можно будет только через 100 лет, тогда как нормативные сроки его проведения – один раз в 25-40 лет, – констатировал Игорь Ивлев. – Попытки провести индексации ставок до рыночного уровня наталкиваются на сопротивление ряда арендаторов и требуют судебных разбирательств».
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Росрыболовства, арендаторы не инвестируют в поддержание работоспособности гидротехнических сооружений и их реконструкцию, не соблюдают требования к эксплуатации причалов и не исполняют судебные решения, обязывающие провести ремонт. Такие решения вынесены в отношении семи причалов общей протяженностью около 1,3 км, расположенных в Приморском крае.
В качестве одного из вариантов решения ситуации «Нацрыбресурс» видит взаимодействие на основе государственно-частного партнерства. Самой приоритетной из возможных форм такого сотрудничества ФГУП считает заключение с владельцами припортовой инфраструктуры долгосрочных соглашений по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса оказания услуг в морском порту. Цель предлагаемого механизма – привлечение частных инвестиций для восстановления целостной инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли. В рамках данной модели может быть использован и механизм арендных отношений с прописанными четкими условиями и правилами.
Однако для реализации предложенных решений требуется предоставить новые полномочия Минсельхозу: министерство должно иметь право утверждать порядок сдачи причалов в аренду. Кроме того, у Росрыболовства должна быть возможность распоряжаться государственным имуществом морских рыбных терминалов.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов рассказал, что региональные власти планируют оценить состояние гидротехнических сооружений края и необходимые инвестиции для их модернизации, после чего рассчитать рыночную арендную ставку. Руководитель АРПП поддержал заключение долгосрочных договоров аренды гидротехнических сооружений.
«Мы не против долгосрочных арендных отношений, но на данный момент у государства нет возможности контролировать выполнение договорных обязательств по реконструкции и модернизации портовой инфраструктуры. Нам необходимо, чтобы российская рыба приходила в российские порты и далее направлялась во все регионы России», – подчеркнул Илья Шестаков.
За передачу причальных стенок в собственность субъектов Федерации высказались представители Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей. Они заявили, что готовы участвовать в модернизации портов.
Руководитель Росрыболовства ответил, что в ведомстве готовы рассматривать подобные решения при условии сохранения специализации портов по перевалке рыбы и создания инфраструктуры, отвечающей современным мировым стандартам. «По сути, мы с вами должны выступать на одной стороне, нужно выработать механизм двойного ведения – федерального и регионального», – предложил Илья Шестаков.
Начальник отдела портов департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Елена Свинцова отметила, что на данный момент процедура передачи федерального имущества субъектам законодательно невозможна и потребует внесения правок в федеральный закон.
«Мы сейчас вносим изменения в закон о морских портах, в частности предлагаем наделить Росрыболовство полномочиями в отношении государственного управления терминалами, занятыми под обслуживание рыбопромыслового флота, а также дать полномочия Минсельхозу по утверждению порядка сдачи в аренду федерального имущества, – рассказала Елена Свинцова. – Законопроект находится в Правительстве, после чего будет внесен в Госдуму. Думаю, к концу года данные полномочия будут переданы».
По итогам совещания принято решение проработать механизм совместного – федерального и регионального – ведения рыбными терминалами и доработать модель взаимодействия на основе государственно-частного партнерства. В том числе руководитель Росрыболовства поручил рассмотреть возможность применения концессионных соглашений при управлении рыбными портами.
«Мы нацелены на прозрачную и понятную бизнесу систему взаимоотношений для сохранения специализации и развития рыбных портов», – подчеркнул Илья Шестаков.
Источник: Fishnews