Вопросы эффективного развития рыбных терминалов морских портов обсудили на расширенном совещании в Минсельхозе России под председательством замминистра сельского хозяйства РФ – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова, сообщает пресс-служба агентства.
В мероприятии приняли участие представители Минсельхоза России, Росрыболовства, Росимущества, Минтранса России, субъектов РФ, морских рыбных портов и отраслевых ассоциаций. Глава Росрыболовства отметил, что сегодня, когда перед отраслью стоит задача ускоренного импортозамещения, вопрос развития рыбных терминалов в портах ключевых рыбных регионов особенно актуален.
Рыбные порты за последние годы практически потеряли свою специализацию, на перевалку рыбы в них приходится не более 5% от всего грузооборота. Ключевые для отечественной рыбной отрасли порты Владивостока и Находки сокращают обработку рыбных грузов, операторы портов допускают деградацию припортовой инфраструктуры, необходимой для перевалки рыбы. Вместе с тем, импортозамещение может быть обеспечено в значительной степени за счет рыбных ресурсов Дальнего Востока. В этом регионе добывается 65% российской рыбы, но большая часть этого вылова направляется на внешние рынки, преимущественно в страны Юго-Восточной Азии.
привлекательной (из-за курса доллара) ценой российской рыбы, зарубежные порты предлагают российским рыбакам более выгодные условия предоставления портовых услуг и реализации рыбы. «Наша задача – создать оптимальные для рыбаков условия, чтобы суда заходили в наши, а не в иностранные порты, и продукция выгружалась на российский берег и шла в центральные регионы России, – подчеркнул Илья Шестаков.
На сегодняшний день единственным рычагом влияния на собственников портов остаются причальные сооружения, которые находятся в федеральной собственности. Из 112 км причальных стенок гидротехнические сооружения протяженностью 21 км находятся в ведении ФГУП «Нацрыбресурс». Причальные стенки и портовая инфраструктура в большей части находятся в плачевном состоянии. Средняя ставка аренды сегодня такая, что капремонт профинансировать можно будет только через 100 лет, тогда как нормативные сроки его проведения – один раз в 25-40 лет, сообщил гендиректор ФГУП Игорь Ивлев.
Более того, арендаторы не инвестируют в поддержание работоспособности ГТС и их реконструкцию, не соблюдают требования к эксплуатации причалов и не исполняют судебные решения, обязывающие провести ремонт причалов.
В «Нацрыбресурсе» видят несколько вариантов решения создавшейся ситуации. Одним из них может быть взаимодействие на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), а приоритетная из возможных его форм – это заключение с владельцами припортовой инфраструктуры долгосрочных соглашений по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса оказания услуг в морпорту.
Цель предлагаемого механизма – привлечение частных инвестиций для восстановления целостной инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли. В рамках данной модели может быть использован и механизм арендных отношений с прописанными четкими условиями и правилами. Но реализация предложенных решений требует предоставления права Минсельхозу России утверждать порядок сдачи в аренду причалов, а также наделения Росрыболовства полномочиями в отношении распоряжения госимуществом морских рыбных терминалов, о чем уже поставлен вопрос перед Правительством РФ.
По итогам совещания принято решение проработать механизм совместного – федерального и регионального – ведения рыбными терминалами и доработать модель взаимодействия на основе ГЧП. В том числе руководитель Росрыболовства поручил рассмотреть возможность применения концессионных соглашений при управлении рыбными портами. «Мы нацелены на прозрачную и понятную бизнесу систему взаимоотношений для сохранения специализации и развития рыбных портов», – отметил глава Росрыболовства.
Источник: Торгово-промышленные ведомости