В России обсуждают возможность введения экспортных пошлин на рыбу. По мнению чиновников, данный шаг снизит стоимость продукции и сохранит ее объемы на российском рынке. Представители рыбных компаний уверены, что россияне не способны съесть столько рыбы, а введение пошлин только усложнит жизнь участникам ВЭД. ПРОВЭД выяснил, когда рыбная отрасль заживет по-новому.
О возможности повышения экспортных пошлин на рыбу в России заговорили в 2015 году. Введенные Кремлем санкции и экономический кризис заставили многих россиян отказаться от покупки некоторых видов рыбы из-за высоких ценников, подскочивших с августа на треть. В марте глава Росрыболовства Илья Шестаков буквально ошарашил рыбные компании заявлением о том, что ведомство сейчас серьезно рассматривает вариант увеличения экспортных пошлин на рыбу с существующих 3% до 30%. По мнению Ильи Шестакова, только этот шаг способен отрегулировать внутреннюю цену на рыбу.
Без экспорта нет импорта
Мнения участников рынка по этому вопросу разделились. По словам Александра Шулдыка, председателя совета директоров ОАО «Южноморская база рыбфлота», мешать экспорту рыбы сейчас не стоит. «Любой рыбак будет отрицательно оценивать увеличение экспортных пошлин на рыбу, поскольку это увеличивает его затраты и ограничивает его рынки сбыта. После 18:00 рыбак превращается в потребителя и, как потребитель, он начинает оценивать эту идею положительно, поскольку при повышении экспортных пошлин больше рыбы будет оставаться внутри страны и цены на нее должны упасть. Повышать или не повышать пошлины будет в итоге решать власть, – отметил он. – Мешать экспорту можно, только если мы со всеми воюем и кругом враги. Кормить рыбой врага – это преступление. Но если нас окружают и друзья, то экспорт нужно всячески поощрять и защищать. Только способность что-то экспортировать дает стране возможность что-то импортировать. Представьте нашу страну без импорта. Представьте запрет на экспорт нефти и газа. Чем рыба отличается от нефти и газа? Россия, унаследовав Советский Союз, потеряла много отраслей. Запрет на экспорт рыбы убьет очередную российскую отрасль», – заявил в комментарии ПРОВЭДу Александр Шулдык.
Представители рыбоперерабатывающих компаний отмечают, что снижение внутренней цены на рыбу положительно повлияет на их работу. По словам Ильи Березнюка, директора по связям с общественностью ПАО «Русская Аквакультура» («Русское море»), чем ниже будет цена, тем больше рыбы будет закупаться и перерабатываться. «Мы стараемся пока не говорить о том, чего еще не случилось. Мы мало на что влияем. Нам важен внутренний рынок, а не экспорт. Что касается рыбы, которую мы закупаем на Дальнем Востоке, то чем ниже цена, тем больше мы можем закупить. Сложно понять, как введение экспортной пошлины может повлиять на рыбоперерабатывающий комплекс. Есть еще такой фактор, как логистика. Это, так сказать, ахиллесова пята. Тарифы выгодно повышать для контроля ценообразования на внутреннем рынке. Но говорить о том, что еще не сделано – бесполезно. Если Совет Федерации это делает, значит, они понимают, зачем это делать», – отметил он.
Столько рыбы не съедим
Если пошлины на экспорт рыбы будут повышены, то ее вывоз за пределы страны заметно сократится. Однако участники рынка утверждают, что Россия физически не в состоянии переварить столько морепродуктов. «Рассмотрим главный промысловый объект России – минтай. Минтая в год добывается 1,7 млн тонн, а Россия в год потребляет 0,3 млн тонн. Если больше минтая пойдет в Россию и цены на него упадут, то потребление увеличится, но насколько? Россияне – мясная нация. Мы съедаем мяса на порядок больше, чем рыбы. Если минтай упадет в цене в два раза, вряд ли россияне начнут потреблять его в два раза больше. Рыбаки понимают, что российская логистика не в состоянии перемещать и хранить такие объемы минтая. И они дадут власти возможность оценить последствия решения ограничить экспорт двукратным падением вылова», – заявил Александр Шулдык.
Этой же точки зрения придерживается Вадим Ермолаев, учредитель ООО «Тихрыбком Групп». По его словам, перед увеличением экспортных пошлин на рыбу государству сначала нужно разобраться с состоянием внутреннего рынка и обеспечить комфортные условия для компаний. «Введение экспортной пошлины на рыбу не поддерживаю: внутренний рынок не способен потребить даже 50% того вылова, который осуществляют рыбаки Дальнего Востока. Данные пошлины могут быть введены как регулятор только после того, как будут созданы условия на внутреннем рынке для роста покупательной способности и культуры потребления рыбы и морепродуктов россиянами. Иначе пострадает доход рыбацких предприятий, которые поставляют рыбу на экспорт. Введение или не введение пошлины никак не отразится на результатах потребления рыбы, потому что не может быть эффекта от «укола булавкой». Чтобы рыбоперерабатывающий комплекс РФ справился с объемами, нужен комплекс мер, годы работы, помощь предпринимателям, которые работают в перерабатывающей отрасли, целевая программа по популяризации рыбы, а также изменение отношения сетевых ритейлеров к закупкам», – сообщил он.
Впрочем, пока конкретных решений по поводу увеличения экспортных пошлин на рыбу государство еще не приняло. Как сообщила ПРОВЭДу Ксения Тимакова, руководитель пресс-службы Федерального агентства по рыболовству, вопрос о возможном введении экспортных пошлин на рыбную продукцию в настоящее время только прорабатывается. «Никакого решения на этот счет не принято. Этот вопрос обсуждал заместитель Министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков с представителями отрасли на совещании по вопросам обеспечения внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией и удержания роста цен. Росрыболовство продолжит оперативный мониторинг ситуации с ценами на водные биоресурсы на внутреннем и внешнем рынках, а также поставок рыбной продукции по экспорту и импорту. Дальнейшее обсуждение вопроса продолжится только после получения необходимых материалов. Вопрос серьезный, это не самый простой механизм. Сейчас обсуждаются и готовятся предложения по дополнительным мерам, необходимым для ускорения импортозамещения и сдерживания роста цен. Задача – добиться того, чтобы российская рыба шла на отечественный рынок и по справедливой цене», – сообщила Ксения Тимакова.
И пусть пока введение экспортных пошлин на рыбу только обсуждается, в недавней практике мы уже наблюдали активные действия государства по вмешательству в работу участников ВЭД. Экспортная пошлина на пшеницу была введена в феврале, даже несмотря на сопротивления участников рынка. Постигнет ли та же участь рыбную отрасль – увидим в ближайшее время.
Источник: ПРОВЭД