Чиновник: ФАС является согласующим органом, но никак не законотворцем в этом отношении
Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству России Василий СОКОЛОВ подверг критике недавние сообщения Федеральной антимонопольной службы о якобы пагубных результатах увеличения срока закрепления квот на добычу водных биологических ресурсов. Об этом сообщает интернет сайт Росрыболовства.
Поводом для этой критики стали заявления представителей антимонопольной службы в ходе состоявшегося 26 марта 2015 года заседании Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса. Так, по мнению заместителя руководителя ведомства Алексея ДОЦЕНКО, анализ развития рыбной отрасли показал отсутствие инвестиций, степень износа флота до 90 процентов, появление барьеров для новых игроков на этом рынке. На основании этого был сделан вывод о том, что увеличение срока закрепления долей квот не привело к позитивным изменениям в рыбной отрасли.
Напомним, с 2008 года доли квот закрепляются за пользователем на 10 лет, а в соответствии с проектом поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который в настоящее время находится в стадии рассмотрения и доработки, этот срок предлагается увеличить до 25 лет.
– Во-первых, непонятно, как связана Федеральная антимонопольная служба и модернизация «исторического» принципа, – высказал недоумение по этому поводу заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов. – В стране есть орган, ответственный за госполитику в области рыболовства, – это Министерство сельского хозяйства. А ФАС является согласующим органом, но никак не законотворцем в этом отношении. Это не в их полномочиях.
Кроме того, по словам Василия Соколова, Росрыболовство никакой аналитики в антимонопольную службу не представляло:
– Данных, согласно которым в отрасли полный износ флота, упадок и куча рантье, мы не направляли. Наоборот, после введения десятилетнего периода закрепления долей квот количество рантье снизилось, повысилась эффективность пользователей. Да, нового флота появилось не так много, как хотелось бы, но он по своему возрасту моложе, чем, скажем, японский и американский. Более того, существенно повысилась его производительность за последние несколько лет за счет глубокой модернизации. На инвестиции в береговую переработку построены великолепные перерабатывающие заводы на Камчатке и Сахалине. Вылов увеличился на миллион тонн по сравнению с 2004 годом, когда вступило в силу первое закрепление долей квот. Мне непонятно, на чем строятся выводы ФАС. Есть справки о том, что флот стареет, это так, но возраст судов – вообще не показатель. Плохо, если флот технически отсталый. Флот у нас достаточно «молодой» по сравнению с мировыми рыболовными державами.
Заместитель руководителя ФАР отметил, что увеличение срока закрепления квот в целом благоприятно сказалось на рыбном хозяйстве России. Однако импульс, данный введением «исторического принципа», сейчас исчерпывается. Поэтому в настоящее время ведется работа над изменениями в законодательстве, которые обеспечат новый толчок развития отрасли.
Напомним, что проект поправок в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в настоящее время широко обсуждается на различных уровнях. Так, в конце февраля текущего года проект обсудили на краевом рыбохозяйственном совете в Приморье (ПРХС). В обсуждении приняли участие директор департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края Александр ПЕРЕДНЯ, председатель Координационного рыбохозяйственного совета Дальнего Востока, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ, директор Дальневосточного дивизиона – филиала ООО “Русская рыбопромышленная компания” Петр САВЧУК, генеральный директор ОАО “Дальрыба” Вячеслав МОСКАЛЬЦОВ, генеральный директор ЗАО “Южморрыбфлот” Сергей ЕРЕМЕЕВ и другие представители рыбопромышленного бизнеса Приморского края.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что «исторический принцип» необходимо сохранить, поскольку он на практике доказал свою эффективность. Подобное распределение позволяет обеспечить правом на добычу водных биоресурсов именно традиционных пользователей – те компании, которые своей успешной деятельностью подтвердили свою способность осуществлять рыболовство.
Источник: ИА «Дейта»