На юге увеличивается производство “белой” осетрины
Рыбоводы юга России, разводящие в своих хозяйствах осетра, белугу и стерлядь, несмотря на сложную экономическую ситуацию, наращивают производство и в скором времени смогут потеснить на прилавках конкурентов из других стран. Свой вклад в развитие аквакультуры региона вносят ученые, государство и спецслужбы страны.
Урожайный год
В Ростовской области и Краснодарском крае разведением рыбы осетровых пород в промышленном масштабе занимаются 16 крупных предприятий. Совместными усилиями в прошлом году, по данным минприроды Ростовской области, ими произведено и реализовано на прилавках страны более 117 тонн белуги, стерляди, бестера, сибирского и русского осетра и его гибридов. А в Астраханской области рыбоводное хозяйство “Ника-АСТ” в прошлом году произвело до 20 тонн товарной рыбы ценных видов и 500 килограммов икры.
И хотя рыбоводы не любят делать прогнозы на будущее, есть все основания полагать, что “урожай” осетров в нынешнем году превысит прошлогодний.
– Если в 2014 году нами было реализовано 11 тонн осетровых, то за первые три месяца продали уже 2,5 тонны русского осетра и его гибридов. Кроме того, в апреле приступим к первой “дойке” белуги – не забивая рыбу, получим партию икры. Активно формируем собственное ремонтно-маточное стадо. Рассчитываем увеличить производство до 30 тонн товарной рыбы, – сообщил “РГ” главный рыбовод ООО “Луч” Андрей Турченко.
Основанием для оптимизма стала прежде всего государственная поддержка предприятий отрасли.
– В прошлом году в Водный кодекс были внесены изменения. Рыбоводным предприятиям отменили плату за забор воды, это позволило избежать их массового банкротства, – рассказывает представитель министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Оксана Панкова. – Санкции как нельзя лучше скажутся на этой отрасли, но в них есть и негативный аспект: резко выросли цены на импортные корма для осетров, полноценной замены которым пока нет. Поэтому необходимо развивать отечественное производство качественных комбикормов для удешевления продукции, а также альтернативные виды осетровых, такие как веслонос, которые практически не питаются комбикормами, их потребляет только молодь.
Стоимость импортных кормов действительно поднялась в разы. Если в 2013 году килограмм стоил 45 рублей, в 2014-м – 70 рублей, то в 2015-м – 120 рублей. А среднему рыбоводческому хозяйству в год требуется около 40 тонн.
Кроме того, взлетела цена на посадочный материал, мальков. Два года назад на Темрюкском осетровом заводе малька продавали по 15 рублей за штуку, сейчас он стоит 40 рублей. При этом необходимо учесть, что зарыбление производится десятками тысяч мальков, из которых через год остается только половина.
Единственная позиция, где не произошло резких изменений, – это отпускные цены. В 2013 году в рыбоводческих хозяйствах килограмм живого осетра или его гибридов стоил 550 рублей, в 2014-м – 600 рублей, в 2015-м – 650 рублей. Несмотря на это, предприятия отрасли планируют получить прибыль за счет расширения рынков сбыта. Как было сказано выше, из сетевых магазинов ушли иностранные компании, появилось место для отечественных осетров. Освободились прилавки в Санкт-Петербурге и Москве. Конкуренцию бизнесменам из ЮФО на рынке составляют только хозяйства Армении и Белоруссии, которые также успешно осваивают искусственное воспроизводство.
Черные деликатесы?
Огромный ущерб рыбоводческая отрасль несет от браконьеров и черного рынка. Ростов-на-Дону давно снискал и прочно удерживает сомнительное звание “контрафактной столицы”, где нелегально производят самую разнообразную продукцию, в том числе рыбные деликатесы и черную икру. Именно “рыбьи яйца” являются главной целью браконьеров. Ведь 50-граммовая баночка черной икры стоит в магазинах от 1850 до 5300 рублей.
– Добыча ценных водных биологических ресурсов остается одной из самых криминализированных сфер экономической деятельности в регионе. В прошлом году полицией выявлено 428 преступлений, связанных с посягательством на водные биологические ресурсы, к уголовной ответственности привлечены 400 человек, – рассказала корреспонденту “РГ” официальный представитель областного управления МВД полковник Наталья Устименко.
Из-за истощения рыбных запасов на Дону и в Азовском море предприимчивые ростовчане занялись завозом нелегальной черной и красной икры из других регионов. Из Дагестана, Калмыкии и Астрахани в Ростов поступает закатанная в 700-граммовые стеклянные банки (такая тара наиболее удобна для перевозки) браконьерская икра осетровых рыб. Здесь подпольщики фасуют ее в консервные банки с логотипами известных производителей, изготавливают фальшивые документы и сертификаты качества и отправляют деликатесный, а главное, дорогой продукт на продовольственные базы Москвы и Санкт-Петербурга. Оттуда контрафакт расходится по всей стране.
Выход из сложившейся ситуации, по мнению губернатора Астраханской области Александра Жилкина, следует искать во введении уголовной ответственности за добычу рыбы особо ценных видов по схеме “один осетр – два года тюрьмы”. Комплексный подход к решению проблемы обеспечит и запрет на продажу осетровых и черной икры на всех рынках страны. Такой товар должен продаваться только в магазинах со специальной лицензией.
Еще одна действенная мера борьбы с браконьерами – снижение себестоимости производства осетровых. Сейчас в России появляются биотехнологии, позволяющие в несколько раз увеличить продуктивность.
– Биотехнологии позволяют в короткие сроки, опираясь на новые интенсивные методы, добиться результатов, превосходящих традиционные технологии в два-четыре раза по таким показателям, как прирост полезной продукции и уменьшение смертности на всех этапах производственного цикла. Срок окупаемости фермерского хозяйства, выращивающего осетровую товарную продукцию, мощностью от 25 до 100 тонн составляет два с половиной – три года. Фермерские осетровые хозяйства мощностью от 5 – 10 тонн окупаются также через два года, – сообщила сотрудник Южного научного центра РАН Вероника Белоцерковская.
По словам специалистов, ужесточение наказания за контрафакт, а также появление новых технологий делают отрасль инвестиционно привлекательной. Это значит, что производство элитной рыбной продукции будет расти, а зарождающаяся конкуренция в отрасли окажет сдерживающий эффект на цены.
Источник: Российская газета