В последние месяцы в ряде изданий дальневосточного региона, в том числе на Камчатке, прошел ряд публикаций, критикующих деятельность федерального государственного унитарного предприятия “Национальные рыбные ресурсы” (ФГУП “Нацрыбресурс”).
Подведомственное Росрыболовству предприятие владеет причальными сооружениями в рыбных портах страны, обеспечивает их работоспособность и эффективность эксплуатации. С полгода назад, когда Нацрыбресурс начал пересматривать условия работы на причалах, со стороны частных организаций, осуществляющих разгрузочно-погрузочную деятельность на этих причалах, возникло серьезное противодействие. Это вполне объяснимо, ведь в течение долгого времени доступ на причалы был неограничен. Грузы через причалы грузились, деньги за перегрузку платились, но оседали они полностью в карманах стивидоров. Между тем, причалы изнашиваются, и сейчас встаёт вопрос, где взять деньги на их ремонт? Поэтому ФГУП “Нацрыбресурс” начал проводить вполне обоснованную политику доступа к причалам на основе принципа платности.
Конфликт интересов государственного ФГУПа и бизнес-структур выплеснулся на страницы прессы, где Нацрыбресурс, а вместе с ним федеральное агентство по Рыболовству, были обвинены во всех возможных и невозможных злодействах. От ликвидации рабочих мест в портах и взвинчивания цен на рыбу в регионе до срыва продовольственной программы страны и невыполнения поручения президента России.
Журналисты “КВ” попытались разобраться в сложившейся ситуации и попросили прокомментировать её руководителя Камчатского филиала ФГУП “Нацрыбресурс” Сергея Козлова.
– Прежде всего, хотелось бы рассказать об истории вопроса, – прокомментировал он, – В советское время рыболовным промыслом руководило целое министерство рыбного хозяйства. Промысел шел по всему миру, а в портах, куда привозили рыбу, существовала гигантская инфраструктура по приему, хранению и переработке рыбопродукции. Была налажена транспортно-логистическая цепочка по поставке рыбы вглубь страны.
После развала СССР и повальной приватизации, разобравшей гигантскую машину на мелкие куски, были разорваны хозяйственно-экономические связи. Отрасль по сути перестала существовать. Единственно, что не подверглось приватизации, – это причалы портов как сооружения, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Они за относительно небольшую плату были сданы в аренду организациям, приватизировавшим порты.
Ввиду того, что рыбный рынок в России в новых экономических условиях, к которым мы оказались не готовы, был захвачен зарубежными производителями, рыба мимо наших портов была переориентирована на азиатский регион. Ну а рыбные порты были рады переориентироваться на перевалку других, непрофильных грузов, ведь не нужно содержать холодильники, возиться с перевалкой скоропортящегося рыбного груза. Инфраструктура, выстроенная в советское время под интересы рыбной промышленности, пришла в негодность и со временем была практически ликвидирована. Это устраивало всех участников рынка: от иностранных импортеров, поставляющих на наш рынок свою рыбную продукцию, до портовиков.
Понимая необходимость восстановления собственной экономики, правительство России принимает решение о восстановлении рыбной отрасли. В 2008 году причалы рыбных портов передаются в управление ФГУП “Нацрыбресурс” с задачей организации их эффективного использования в интересах отрасли. К сожалению, причальный фонд был передан с обременениями в виде договоров аренды на различные сроки и условиями, которые, как впоследствии выяснилось, зачастую не соответствовали возможностям нормального содержания ГТС.
Как показали проверки, с 80-х годов прошлого века ни одним пользователем не проводились ни капитальные, ни текущие ремонты сооружений. Например, в Петропавловск-Камчатском причалы №№1,2,3,6,7,8 портофлота построены в 1956-1961 годах, причалы №№9,10,11,12 – в 1980-1987 годах. Нормативный срок службы данных сооружений составляет 43 года. Причал ГСМ построен в 1970 году и уже выведен из эксплуатации по непригодности. Так что на момент передачи причалов Нацрыбресурсу нормативный срок службы уже был превышен для 7 из 11 эксплуатируемых сооружений. Такая ситуация – по многим рыбным портам страны.
Подошло время окончания арендных договоров у некоторых арендаторов. Руководство Нацрыбресурса, принимая во внимание состояние причального фонда, сдаваемого им в аренду, принимает решение о выработке новых условий и принципов сдачи ГТС в эксплуатацию, учитывая при этом, что для нормального их содержания и ремонта должен быть сформирован определенный фонд капитальных ремонтов. Плюс переориентирование работы через причалы в интересах рыбной отрасли.
Именно в этот момент появились разногласия. Акционеры портовых бизнес-структур, озабоченные перспективой необходимости вкладывать деньги в восстановление рыбной инфраструктуры, а также потерей возможности заработка на, скажем откровенно, не всегда чистых схемах своего бизнеса, развязали кампанию по противодействию деятельности нашего предприятия.
Теперь, чтобы охладить страсти, немного реальных цифр, которые определяются в наших предложениях портовикам. ФГУП “Нацрыбресурс” с момента получения в хозяйственное ведение ГТС самостоятельно осуществляет их техническую эксплуатацию и проводит необходимые ремонтные работы. Росрыболовство поддерживает необходимость ремонта причалов: в ближайшие 3 года на восстановление камчатских причалов из федерального бюджета планируется выделить миллиард рублей. Однако для исправления последствий бесхозяйственности последних 20 лет этих средств однозначно недостаточно.
Для видения проблемы надо понимать, что причал рыбного порта вопреки расхожему образу бетонной плиты, опущенной в воду у берега, является сложным инженерным сооружением, для создания которого необходимо провести большое количество проектно-изыскательских работ, их утверждение и согласование, не говоря про непосредственное строительство. И по затратам именно гидротехнические сооружения являются самыми капиталоемкими объектами порта.
При возведении причалов изначально планируются нагрузки, которые обусловлены характеристиками предполагаемых к перевалке в порту грузов, а также швартовке судов определенной осадки и тоннажности. Соответственно износ ГТС зависит от нагрузок на причалы во время стоянки и при проведении погрузо-разгрузочных операций на них.
Поэтому тарифы устанавливают все предприятия, предоставляющие для эксплуатации свою собственность. ФГУП “Нацрыбресурс”, который также является коммерческим, а не бюджетным предприятием, должен сам зарабатывать деньги для решения государственных задач и имеет свои тарифы, которые некоторые горе-специалисты назвали данью. Давайте разберемся, насколько непомерна дань. Тариф Нацрыбресурса в Петропавловске за стоянку у причалов составляет 2,75 руб. за погонный метр в час. За эту же услугу колхоз им. Ленина и ЗАО “Судремсервис” взымают плату 2,95 руб., а торговый морской порт подавно 4 руб.
Если посчитать, во сколько обойдётся стоянка среднего судна длиной 75 м, то она составит 5000 руб. в сутки, а вовсе не 10000 руб. Некоторые невзначай умножили затраты судовладельца на два. Теперь хотелось бы пояснить возникновение новых тарифов на разгрузочно-погрузочные работы. Каждый причал имеет определенную площадь, а его ширина, например, в петропавловском рыбном порту составляет около 20 м, на которых клиенты выполняют стивидорные работы, загоняя автотранспорт и спецтехнику. При этом, естественно, ГТС изнашивается, и вполне логично, если этот износ будет компенсироваться теми, кто выполняет на нем работы.
Данные тарифы вполне обоснованы и были разработаны независимой оценочной организацией – ООО “Центр развития инвестиций” (Владивосток), являющейся членом некоммерческого партнерства “Российская коллегия оценщиков”. В соответствии с указанным расчетом обоснованная величина тарифа на предоставление причалов для проведения погрузо-разгрузочных работ составляет 182,29 руб. в расчёте на тонну перегружаемой продукции. Идя навстречу интересам предприятий региона, итоговая величина данного тарифа была снижена до 165 руб., а при перегрузке рыбы и рыбной продукции – до 140 руб. в расчёте на тонну.
Следует отметить, что при выполнении погрузо-разгрузочных работ на причале судовладельцы не платят за стоянку судна. Во время погрузо-разгрузочных работ контрагент не платит и за технологическое накопление груза на причале. Поэтому никакого двойного взимания платы не происходит, тем паче ни о какой одновременной оплате сдающей и принимающей стороной речи не идёт. Платит тот, кому по договору предоставляется причал для выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Так что предлагаемые нами условия совершенно несмертельны. Особенно, учитывая норму прибыли, которую имеют портовые бизнес-структуры.
Наконец, про ценообразование на рыбопродукцию. Я процитирую заявление одного автора, вероятно, большого специалиста в экономике: “Скоро на Камчатке может произойти скачок цен на продовольствие и другие товары. Это связано с намерением ФГУП “Нацрыбресурс” брать плату за право вести грузовые работы на причалах рыбного порта. Выдержит ли население новый ценник, а камчатский бизнес – очередные поборы?” Честное слово, это вызывает по меньшей мере непонимание. С какой целью и в чьих интересах это пишется?
Давайте посчитаем, какова нагрузка на предпринимателя и потребителя. 140 руб. на тонну рыбы – это 14 копеек на килограмм, а 165 руб. на тонну всех остальных грузов – 16,5 коп. на килограмм. Всего 14 копеек на килограмм! Много это или мало? При цене рыбы на уровне 100 руб. за килограмм, я уверен, что предприниматели практически не почувствуют влияния на свои доходы.
Вот такая на сегодняшний день рисуется картина. Я уверен, что здравый смысл восторжествует в затянувшихся переговорах Нацрыбресурса и бизнес-структур, а конструктивный диалог за столом переговоров всегда лучше безответственного размазывания грязи в СМИ, ведь приход потоков рыбопродукции в Петропавловск подразумевает возрождение рыбной промышленности, соответственно, это новые рабочие места, доходы в бюджет региона, значит, его дальнейшее плодотворное развитие”.
P.S.
В завершение сегодняшнего разговора хотелось бы добавить, что по имеющейся у редакции информации ситуация с невыполнением ФГУП “Нацрыбресурс” поручения президента Российской Федерации оказалась несостоятельной. Согласно полученной из ФГУПа информации поручение президента адресовалось правительству с задачей принятия мер по оптимизации деятельности Нацрыбресурса по предоставлению в долгосрочную аренду находящегося в ведении ФГУП имущества предприятиям рыбохозяйственного комплекса, а также расторжения таких договоров в случае использования причальных сооружений не по назначению.
Источник: ИА Мангазея