Специалисты ТИНРО-Центра считают, что в Беринговом море может повториться прошлогодняя ситуация с ранними миграциями минтая в российские воды. Для полного освоения лимитов рыбакам рекомендуют приступить к промыслу в Западно-Беринговоморской зоне уже в начале июня.
Участники Дальневосточного научно-промыслового совета обсудили итоги охотоморской минтаевой путины, а также подготовку к предстоящей путине в Беринговом море.
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, говоря о результатах в сезон «А», сообщил, что вылов минтая в объединенных Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах составил примерно 518 тыс. тонн (на 28,8 тыс. тонн больше, чем на отчетную дату 2014 г.). В Северо-Охотоморской подзоне рыбаки добыли 289,7 тыс. тонн, незначительно превысив прошлогодний показатель. Всего за зимне-весеннюю путину в Охотском море рыбаки освоили почти 830 тыс. тонн минтая. В целом это является неплохим результатам, превышающим среднемноголетний вылов, констатировал замглавы ФАР. Однако, отметил Василий Соколов, нынешняя путина имела ряд особенностей, которые отличали ее от всех предыдущих лет.
Всего в добыче минтая участвовало 203 судна 105 рыбодобывающих компаний. Примечательно, что в начале промысла весь флот концентрировался в Северо-Охотоморской подзоне, поскольку в восточной части моря почти не было промысловых скоплений.
В дальнейшем штаб путины давал рекомендации по перемещению флота в Западно-Камчатскую зону, однако рыбаки предпочли работать на уже найденных скоплениях. В итоге в водах Западной Камчатки на сезон «B» остались большие объемы минтая, чем ожидалось, – примерно 66 тыс. тонн. Заместитель руководителя Росрыболовства выразил опасения, что этот остаток ОДУ не удастся в полной мере освоить в осенние месяцы.
На заседании отметили, что ситуация с недоосвоением квоты по объединенным камчатским подзонам на фоне достаточно высокого общего вылова заставляет искать дополнительные меры по повышению эффективности эксплуатации запаса. Василий Соколов поручил отраслевой науке проработать вопрос об объединении трех подзон – Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской – в единое промысловое пространство для добычи минтая.
Как сообщает корреспондент Fishnews, к проблемным моментам замглавы ФАР отнес и обеспечение экспедиции аварийно-спасательным флотом. По словам докладчика, федеральное агентство уже дало распоряжение руководству спасательных отрядов скорректировать планы по дислокации судов на 2015 г. Также Василий Соколов обратил внимание, что некоторые рыбаки игнорировали рекомендации Росрыболовства покинуть районы промысла сельди, в которых отмечались не только высокие приловы молоди, но и сложная ледовая обстановка.
Кроме того, председатель ДВНПС озвучил предложение заместителя руководителя штаба путины Юрия Омельченко о создании аналогичного штаба для управления промыслом в Западно-Беринговоморской зоне. «Такая возможность у нас существует, однако промысел минтая в Беринговом море более растянут по времени и менее локализован, поэтому до сих пор потребности в штабе не возникало», – отметил Василий Соколов. Также он упомянул, что распределение объемов минтая по сезонам «А» и «Б» может быть закреплено официально через приказ Росрыболовства. В ведомстве рассчитывают, что это могло бы снизить риски промысловых нагрузок на нерестовый минтай, но данный вопрос требует всестороннего анализа и обсуждения с отраслевыми ассоциациями и промышленниками, обратил внимание замглавы ФАР.
Заведующий лабораторией минтая ТИНРО-Центра Анатолий Смирнов рассказал о некоторых климатических особенностях путины. В 2015 г. был очень мощный заток теплых вод, площадь льда оказалось минимальной за последние несколько десятков лет. Это привело к перераспределению скоплений минтая и, соответственно, флота. В нынешнем году флот начал работу с Северо-Охотоморской подзоны, восточнее банки Кашеварова.
Специалист отметил, что у отраслевой науки были разные мнения касательно объемов допустимых уловов минтая в Охотском море – ТИНРО-Центр рекомендовал меньшую цифру, более близкую к объемам фактического вылова.
Состояние популяции, по мнению ТИНРО, с одной стороны, выглядит обнадеживающим, поскольку есть хорошее пополнение в виде урожайных поколений 2011 и 2013 гг. С другой – предварительные результаты съемок на Западной Камчатке и данные научных наблюдателей указывают и на некоторые негативные тенденции в водах северо-западнее полуострова. Представители СахНИРО разделили мнение коллег, отметив риски чрезмерной промысловой нагрузки в локальных районах. К осторожному подходу к управлению запасами призвали и сами рыбаки.
По итогам обсуждения было решено, что после получения последних данных с рейса НИС «Профессор Кагановский», выполняющего сейчас оценку запасов минтая и сельди, специалисты проведут дополнительное совещание. На нем обсудят качественное и количественное состояние популяции охотоморского минтая, управление запасами, проблемы прилова молоди и возможных выбросов.
Кроме того, Анатолий Смирнов предупредил рыбаков, что в Беринговом море может повториться ситуация прошлого года. Тогда массовые миграции минтая из восточной части моря в западную начались с наступлением лета, а к середине осени большая часть рыбы покинула российские воды. По наблюдениям ученых, кормовая обеспеченность минтая была в 2014 г. низкой, поэтому он не задерживался долго в Западно-Беринговоморской зоне. В результате, когда флот перешел с приемки лосося и других биоресурсов на добычу минтая, рыбы осталось уже немного и компании недоосвоили порядка 50 тыс. тонн. В этом году воды могут прогреться еще раньше, поэтому уже в начале июня можно будет приступать к промыслу в Западно-Беринговоморской зоне, считает ученый. По его словам, если в первые месяцы суда начнут интенсивно работать, ОДУ может быть выбран полностью.
Василий Соколов призвал рыбаков и отраслевые ассоциации активнее сотрудничать с Росрыболовством: обмениваться предложениями по мерам ограничения и управления промыслом минтая на Дальневосточном бассейне.
Источник: Fishnews