Временно исполняющий обязанности губернатора Камчатки Владимир Илюхин в преддверии Восточного экономического форума рассказал РИА Новости о соглашениях, которые там будут подписаны, о том, почему регион привлекает столько российских туристов и почему край может стать опорным пунктом развивающегося Северного морского пути.
— Расскажите о территории опережающего развития “Камчатка”, которая уже утверждена. Найдены ли уже ключевые инвесторы? Каким будет примерный объем инвестиций, и какие наиболее примечательные проекты в рамках ТОР смогут привлечь инвесторов?
— ТОР “Камчатка” — уникальный проект. В отличие от других дальневосточных территорий он предусматривает целый комплекс проектов в различных направлениях. Мы выделяем две основных специализации ТОР “Камчатка”: портово-промышленную и туристско-рекреационную. Территориально инвестиционные площадки ТОР, а их восемь, расположены в Петропавловск-Камчатской и Елизовской агломерации.
Безусловно, наиболее интересны и важны для края проекты по модернизации морского порта и аэропорта. В ближайшие годы мы планируем создать современные отвечающие международным стандартам точки входа или, как говорят, открыть двери для туризма и промышленности.
В рамках модернизации Петропавловск-Камчатского порта планируется увеличение его максимального грузооборота до 8 миллионов тонн в год, а также развитие круизного туризма за счет строительства новых причалов, морского вокзала и другой инфраструктуры. Реализация проекта в перспективе обеспечит создание транзитного контейнерного порта-хаба для накопления и сортировки контейнерных партий при транспортировке Северным морским путем.
В рамках туристско-рекреационной части ТОР предполагается создание современных курортных зон “Паратунка” и “Зеленовские озерки”, развитие аэропорта, сети вертолетных площадок и вокзалов, а также реализация других проектов, которые позволят уже в ближайшие годы увеличить туристический поток в край до 100 тысяч человек с перспективой роста до 800 тысяч туристов.
Свое участие в проекте уже подтвердили 13 якорных резидентов. Заявленные внебюджетные инвестиции на первый этап проекта составляют не менее 28 миллиардов рублей. Кроме того, к нам обратились еще несколько десятков новых потенциальных резидентов, и мы успели включить в ТОР необходимые для реализации их идей земельные участки.
Мы также приглашаем новых резидентов на свободные земельные участки в Паратунке и Зеленовских озерках, а это сотни гектаров земли.
Так что возможностей у наших партнеров более чем достаточно. Со своей стороны за счет бюджетных средств мы планируем создать инфраструктуру — только на первом этапе — на сумму 8,4 миллиарда рублей. При реализации проекта будет создано более 3 тысяч новых рабочих мест, а при освоении всей планируемой территории — не менее 8 тысяч.
По нашим оценкам, совокупный объем отчислений в бюджеты всех уровней должен достичь 22-23 миллиардов рублей за десять лет — с 2016 по 2025 годы.
— Сейчас на Камчатке активно развивается туризм. Отмечаете ли вы увеличение внутреннего турпотока в регионе?
— В последние годы мы активно работаем над развитием туристической инфраструктуры в крае. Долгое время именно она являлась основным сдерживающим факторов для развития отрасли, но сейчас нам постепенно удается переломить ситуацию. В прошлом году мы впервые зафиксировали существенный рост турпотока на Камчатку. В этом году тенденция сохранилась. За первое полугодие поток российских и иностранных туристов в край вырос на 30%.
Причем, впервые за последние годы мы фиксируем расширение сроков туристического сезона. Если раньше основной поток гостей на полуостров прибывал с середины июля до середины сентября, то теперь — с июня до ноября. В среднем ежегодно наш полуостров посещают около 25-30 тысяч туристов из других регионов страны, в этом году мы ждем порядка 40 тысяч гостей. В планах в ближайшие годы — нарастить туристический поток до 100 тысяч человек в год.
— Расскажите о наиболее значимых проектах в туризме, которые могли бы привлечь в регион азиатских соседей. Интересуются ли иностранные инвесторы местной туристической отраслью?
— Камчатка — уникальное место, наш край — это неповторимое природное достояние всего человечества. Помимо россиян, наибольший интерес полуостров всегда вызывал у наших соседей из стран АТР. Но, повторюсь, основной барьер для роста турпотока из Азиатско-Тихоокеанского региона — это неразвитая инфраструктура. Для многих азиатских туристов природная привлекательность края без развития транспортной инфраструктуры и гостиниц высокого уровня не является решающим фактором для выбора путешествия на Камчатку.
Думаю, что строительство нового аэропорта, гостиниц уровня 4-5 звезд, дорог к точкам туристкой привлекательности и организация прямых чартерных рейсов в страны АТР на регулярной основе будет способствовать увеличению потока наших азиатских соседей. Создание ТОР “Камчатка” решит часть проблем, в том числе, вопросы транспортной доступности. А строительство и обустройство дорог в места массового посещения туристов в разы повысит привлекательность полуострова для туристов.
На международных выставках и форумах китайцы и корейцы проявляют большой интерес к инвестиционным проектам в сфере туризма. Один из проектов, вызывающий наибольший интерес, — туристско-рекреационный кластер “Паратунка”. Это инвестиционная площадка №2 ТОР “Камчатка”. Здесь расположены минеральные и термальные источники, а также лечебные грязи, которые по химическому составу относятся к группе самых популярных в России. Из Паратунки можно совершать пешие и автомобильные однодневные экскурсии к вулканам Вилючинский, Горелый и Мутновский.
Уже разработан проект планировки территории ТРК “Паратунка”. Здесь будет спа-центр на 100 мест, бальнеологический лечебно-оздоровительный санаторий на 180 мест, спортивно-оздоровительный и реабилитационный центр для спортсменов на 250 мест, три трехзвездочных гостиничных комплекса на 120 мест каждый, кэмпинг, выставочный центр, горнолыжный комплекс на склоне хребта Тополовый, аквапарк с пляжной зоной и многое другое. Сейчас здесь идет строительство инфраструктуры.
— По статистике, уловы рыбы на Камчатке в этом году растут. Насколько, по-вашему, запрет дрифтерного лова с 2016 года повлияет на объем морских ресурсов региона?
— Лососи всегда были и остаются одним из основных объектов промысла на Камчатке, тем, на чем строился рыбохозяйственный комплекс полуострова, на что ориентирована жизнь многих жителей края, особенно в отдаленных районах и поселках.
Ежегодный вылов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне России составлял порядка 17 тысяч тонн, из которых почти 80% имеет камчатское происхождение. Принимая во внимание специфику ведения дрифтерного лова — а ведь неоднократно подтверждалось, что при этом промысле имеют место неучтенные выбросы некондиционной нерки, горбуши и кеты — можно предположить, что его прекращение позволит добывать у берегов Камчатки дополнительно не менее 20 тысяч тонн лососей. Это весомый вклад в развитие рыбохозяйственного комплекса и всей береговой инфраструктуры.
К примеру, по экономическим расчетам японских специалистов, дрифтерный промысел камчатской нерки обеспечивает доход для острова Хоккайдо порядка 200 миллионов долларов, а значит, завтра эти возможности будут открыты для российской прибрежной территории.
Несомненно, запрет дрифтерного промысла принесет региону дополнительные рабочие места и будет способствовать повышению уровня жизни населения. Кроме того, немаловажным является и то, что использование ресурсов на береговой территории позволит увеличить объемы промышленного производства рыбной продукции для внутреннего рынка России.
— Увеличилась ли доля поставляемой Камчаткой рыбы на внутренний рынок страны после введения продэмбарго?
— Камчатка традиционно является лидером по вылову водных биоресурсов страны. Удельный вес края в уловах Дальнего Востока составляет порядка 32%, страны — более 20%. Ежегодно наши рыбаки добывают порядка 1 миллиона тонн. Наибольшую долю в вылове составляет минтай, второе место — лосось. Только в прошлом году на предприятиях края произведено 820 тысяч тонн рыбо- и морепродукции.
В сложившихся непростых условиях развития международных отношений России рыбохозяйственные организации региона, понимая всю серьезность ситуации, развернули поток своей продукции на внутренний рынок. Сегодня камчатские уловы поставляются не менее чем в 38 субъектов Российской Федерации. Конечно, часть произведенной рыбопродукции уходит на экспорт, в основном, в страны АТР. Но объемы поставок камчатских производителей за рубеж в прошлом году были сокращены на 25% и составили 217 тысяч тонн.
— Как сейчас решается вопрос с доставкой рыбы на запад России?
— Как правило, основные поставки камчатской рыбы в центральные регионы страны идут через порты Приморья, имеющие доступ к железнодорожной сети — Владивосток, Находка, Зарубино. В пик сезона — в августе-сентябре — каждый год возникают трудности с доставкой продукции. Из-за большого объема грузов мощностей для хранения и подвижного состава в период лососевой путины часто не хватает. Безусловно, это сказывается на конечной цене нашей рыбы в розничных сетях Москвы, Петербурга и Новосибирска.
— В связи с этим вопрос о развитии Северного морского пути, которому сейчас уделяется повышенное внимание. Поможет ли он решить проблемы транспортировки?
— Во многом. Проект развития Северного морского пути позволит доставлять уловы камчатских рыбохозяйственных предприятий в порты Мурманска, Петербурга, Калининграда со значительно меньшими финансовыми и временными издержками. Развитие судоходства по главной арктической магистрали сейчас активно набирает обороты. Наши промышленники тоже заинтересованы в активном освоении главной арктической магистрали. По сути, это окно в АТР для дальневосточных территорий. У нас есть хороший опыт доставки рыбопродукции с Камчатки в Санкт-Петербург по СМП. Он показал, что экономия по времени при проходе судов составляет около 20 дней.
То, что северный морской путь будет использоваться как основная логистическая артерия — вопрос времени. Тем более, учитывая активное освоение арктического шельфа. И роль Петропавловска-Камчатского в этой связи весьма перспективна. Наш порт — самый северный на Дальнем Востоке и — что самое главное — незамерзающий.
На Камчатке есть все условия и для межрейсового ремонта, и для пополнения запасов, и для смены экипажей. Ведь сегодня, чтобы поменять экипаж или пополнить запасы продовольствия, ледоколу необходимо возвращаться в Мурманск. На наш взгляд, именно Петропавловск-Камчатский должен стать опорным пунктом на трассе СМП. Его развитие позволит нам более эффективно обеспечить процесс импортозамещения товарного потока рыбной продукции из Норвегии и других европейских стран в континентальную часть России.
Развитие петропавловского порта и создание в крае опорной базы для СМП — один из проектов, который предполагает ТОР “Камчатка”. По нашим оценкам, потенциально грузовой поток в наш порт может составить 7-10 миллионов тонн ежегодно уже к 2025 году. Очевидно, что увеличение грузооборота, следующего по Арктической трассе, и переработка его в морском порту Петропавловска-Камчатского — это развитие производственных мощностей, приток российских и зарубежных инвестиций, новые рабочие места и развитие всего Дальнего Востока в целом.
— Планирует ли регион увеличивать береговую рыбообработку, строить новые рыбоперерабатывающие заводы? Будут ли привлекаться иностранные инвесторы?
— С 2008 года в обновление и модернизацию рыбопромыслового флота и береговых производств Камчатки инвестировано порядка 16 миллиардов рублей. Только в 2014 году, по предварительным оценкам, объем инвестиций в основной капитал предприятиями рыбохозяйственного комплекса составил 3,1 миллиарда рублей. При этом основная часть инвестиций приходится на проекты по развитию береговой инфраструктуры.
За последние годы на побережьях полуострова построено 16 современных заводов, мощностью от 150 до 350 тонн/сутки, нацеленных на выпуск высококачественной рыбной продукции. Производственные мощности увеличены более чем на 3,3 тысячи тонн в сутки, объем холодильных мощностей для хранения рыбопродукции — более чем на 30 тысяч тонн, дополнительно создано более 2,5 тысяч рабочих мест.
Вообще, отраслевая группа Инвестиционного совета по развитию биоресурсного комплекса в Камчатском постоянно рассматривает инвестиционные проекты, которые планируется реализовать на территории края. Крупнейшие из них, в том числе с привлечением иностранных инвестиций, будут представлены на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
— Какие еще проекты представит Камчатка на Восточном форуме? Планируется ли уехать оттуда с уже заключенными соглашениями?
— Первым проектом станет концепция модернизации Петропавловск-Камчатского порта. Второй проект является примером государственно-частного партнерства — это проект развития главных воздушных ворот края. Он предусматривает строительство нового современного здания аэровокзала.
В рыбной отрасли будут представлены проекты “Модернизация высокотехнологичного рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 170 тонн в сутки на реке Хайлюля” и проект “Строительство комплекса глубокой переработки рыбы и морепродуктов”.
Кроме того, на форуме край представит инвестиционные проекты в области развития портовой и аэропортовой инфраструктуры, туристского комплекса, горной промышленности и сельского хозяйства. В рамках питч-сессий инициаторы проектов расскажу о планах по реализации проектов в рамках ТОР “Камчатка”, развитию свиноводства и горно-металлургического комбината по добыче и переработке руды, созданию туристско-рекреационного кластера.
На форуме мы планируем подписать инвестиционное соглашение с немецкой компанией West-Woods Bau Consulting Projekt Management GmbH о совместной реализации проекта “Туристический комплекс “Петровская сопка” сроком реализации с 2015 по 2021 годы. Помимо этого планируется заключение соглашения с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций о сотрудничестве в сфере внешнеэкономической деятельности.
Уверен, что ВЭФ откроет перед регионами Дальнего Востока новые перспективы по привлечению частных инвестиций. Думаю, что такой открытый и конструктивный диалог позволит вывести сотрудничество между странами АТР и дальневосточными субъектами России на кардинально новый уровень.
Источник: РИА Новости