Глава Росрыболовства планирует увеличить вылов и выручку отрасли
Выйти на вылов в 5 миллионов тонн рыбы в год хочет глава Росрыболовства, Илья Шестаков. В кулуарах Восточного Экономического Форума во Владивостоке, глава ведомства отметил, что реализовать это планируется за счет привлечения иностранных инвестиций в логистические проекты, переработку и аквакультуру, а также модернизацию и строительство новых судов. «Мы ставим задачу: в течение трех лет мы должны выйти на вылов 5 млн. тонн и выручка должна составить в рыбной отрасли порядка 7 млрд. долларов». По его словам, сейчас выручка составляет $ 4,5 млрд. при объеме вылова в 4,5 млн. тонн.
Время и место для обсуждения таких важных вопросов было выбрано не случайно. Ведь от Восточного Экономического Форума, кроме заключения новых партнерских соглашений, ждали еще и реальных решений. Пока участники форума подсчитывают прибыль от заключенных контрактов (только Хабаровский край подписал ряд соглашений на сумму 18 млрд. рублей.), от рыбопромышленников продолжают поступать предложения по развитию отрасли.
Замечу, что на Восточном Экономическом Форуме, почти каждый проект связан с рыбохозяйственной отраслью. От создания на Сахалине рыбной биржи до намерения крупнейших компаний строить новые суда. Не удивительно – на Дальнем Востоке сосредоточено более 70% российского рыбодобывающего флота, а Владивосток остается крупнейшим российским морским портом по обработке рыбных грузов.
Страна давно ждет от правительства дешевой и качественной рыбы. Благо, мы крупнейшая рыбная держава. Но все у нас как-то не доходят руки до решения прилипших к отрасли проблем. Например, кластер – зачем он нужен? А давайте вспомним ситуацию, когда в 2014 году ввели продуктовое эмбарго и наши рыбаки нарастили поставки на внутренний рынок. Они столкнулись с тем, что на Дальнем Востоке недостаток холодильных мощностей и рыбу негде было хранить. А она тем временем дорожала. Сейчас решения есть и, кажется, появляются реальные проекты.
В частности, поднимался вопрос о создании в Приморье того самого рыбного кластера, проект которого тормозится с 2013 года. Сейчас глава Росрыболовства заверил, что проект будет реализован, даже несмотря на кризис. “Сейчас идет обсуждение проекта с рыбацким сообществом, насколько рыбаки готовы к участию в этом проекте, каким они видят потенциал”, – отметил глава ФАР. «В случае правильной реализации проекта мы сможем перенести все те процессы, которые происходят в Китае, Корее, а это и обслуживание судов, и переработка, на российский берег», – подчеркнул Шестаков.
Почему все говорят о кластере и готовы в него вкладываться, невзирая на экономическую ситуацию? Да потому что понимают, что инвестиции – единовременные, а проекты будут приносить прибыль еще много лет. «Чтобы стать частью рыбной экономики, доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нужны серьезные государственные инвестиции», сказал на ВЭФ министр сельского хозяйства, Александр Ткачев. «Перед нами пример Кореи, где за последние семь-десять лет появились мощности хранения и переработки рыбы на 500 тысяч тонн», заключил министр.
С рыбным кластером сейчас пока все ясно. Государство создает инфраструктуру, береговую защиту и причалы, а холодильные мощности, перерабатывающие мощности – это должен взять на себя бизнес. «Сейчас идет обсуждение проекта с рыбацким сообществом, насколько рыбаки готовы к участию в этом проекте, каким они видят потенциал», – сказал Шестаков. Бизнес такие условия устраивают. В частности, генеральный директор »Русской рыбопромышленной компании», Андрей Тетеркин сказал, что компания готова войти в проект кластера, если создадут логистические мощности.
Еще один важный проект – это обновление рыболовного флота. Более половины судов рыбопромыслового флота достигли или превысили максимальный нормативный срок эксплуатации в 30 лет. На ВЭФ глава Росрыболовства особенно заострил на этом внимание. Решение было озвучено – давать под строительство новых судов на российских верфях дополнительные «квоты господдержки». «Половину флота надо списывать, его не нужно модернизировать, нужно строить новый и современный. Мы предлагаем стимул», — говорит он. То есть те компании, которые буду строить суда на российских верфях, получат не только стимул, но и помощь от государства.
Несмотря на всю сложность реализации проекта, рыбопромышленники готовы рискнуть. Так ряд крупных игроков отрасли готов вложить до 60 млрд. рублей в строительство первых 15 судов. «Да, будет сложно, да, будет дорого на первом судне, но мы готовы взять эти риски на себя», сказал генеральный директор РРПК, Андрей Тетеркин.
Но где взять рыбу для этих «квот господдержки»?
Росрыболовство предлагает изымать их у недобросовестных игроков. Например, у спекулянтов, которые, не имея собственного флота, торгуют квотами ранее полученными в пользование от государства по «историческому принципу», как личным ресурсом. При этом, эти так называемые «рыбные рантье» оправдывают свою иждивенческую позицию и нежелание менять что-то в установленном порядке тем, что это «их собственные» квоты и требуя от ФАР выделить эти квоты повторно, но уже на 25 лет. Понять такую базарно-рыночную логику можно – она позволяет неплохо зарабатывать ничуть не заботясь о развитии отрасли, сбережении рыбного ресурса или повышении эффективности производства, не говоря уж о такой «мелочи» как обновление флота.
В этой же логике работают и иностранные владельцы российских компаний, незаконно владеющие солидной частью рыбного ресурса через подставные схемы, и их тоже можно «отжать» из отрасли, отдав их квоты на развитие предприятий рыбопереработки или обновление флота, как это предлагается ФАР.
Естественно, когда предложения главного рыбодобывающего ведомства были четко сформулированы, стало понятно, что без серьезного противодействия сторонников «проверенных схем» не обойтись. И точно: в электронных и печатных СМИ стали появляться «гневные письма» описывающие нововведения, в привычных по бандитским 90-м терминах, а частенько, в отсутствии аргументации и при желании сохранить как было и решить все по старым «понятиям», направленные против самого ФАР и его руководства. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять что источник беспокойства авторов – деньги и еще раз деньги. Вернее – большие деньги.
А если по-существу. Например, пишут об отсутствии «каких-либо расчетов».
Напомню, что «исторический принцип» был введен как раз под обещания выделять средства на обновление и развитие флотов. Прошло почти восемь лет – случаи, когда получаемые деньги пошли на новые суда или технологии – единицы. Так о каких расчетах речь? Видно, что в свою пользу считать все умеют. А инвестиции в отрасль, а возвращение РФ в Мировой океан в качестве равноправного игрока, а повышение эффективности флотов, повышение безопасности мореплавания, в конце концов, не являются, видимо, достаточным эффектом?
Пишут также о том, что в России якобы негде строить новые суда. Как же негде, если буквально накануне Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) на совещании у замглавы Росрыболовства Петра Савчука, посвященному развитию судостроительства, представила 6 готовых проектов рыбопромысловых судов и 4 верфи, подходящие для строительства. Согласно презентации ОСК, суда найдутся на любой вкус: возможно производство, как малых, так и крупных траулеров. При этом, в стране, в целом, насчитывается, по мнению экспертов, более десятка верфей, способных такие проекты реализовывать.
Пишут о перераспределении квот – хотя Росрыболовство четко обозначило, что пострадают от реформ только иждивенцы-«рантье» и иностранцы, незаконно контролирующие промысел.
Да и много чего еще пишут. В основном – эмоционально и лозунгами, без приведения четкой аргументации и не предлагая ничего другого, кроме как «дайте квоты еще на 25 лет». Я уже много лет пишу о рыбе. И, вот, наболело. Извините за «крик души», но если вам, дорогие иностранцы, рантье и прочие любители получить все ничего не отдавая, предложить больше нечего – извольте сдать квоты и на выход. У нас есть более правильное применение нашему национальному ресурсу. Мы хотим в магазине на полках видеть качественную отечественную рыбу всех видов – соленую, копченую, вяленую, замороженную. Выловленную руками наших рыбаков, на наших судах. Теперь надежда на Госсовет по развитию рыбохозяйственного комплекса. В октябре 2015 года. В 2007 году он одобрил «исторический принцип». Восемь лет спустя пора принцип-то доработать, это ясно. Вот и посмотрим, победят ли «крикуны» о «халяве», или государственный подход Росрыболовства, который и контроль и развитие отрасли сможет обеспечить на ближайшую непростую десятилетку.
Макс Фишман
Источник: Мангазея