14 сентября в Экспоцентре открылся ежегодный продовольственный форум в рамках выставки World Food Moscow 2015. Под рыбную продукцию на выставке отведён целый павильон. Свои стенды представили российские компании, а также зарубежные страны: Корея, Китай, Королевство Марокко, Индонезия, Эквадор и другие. В рамках деловой программы форума 14 сентября состоялась конференция «Российский рынок рыбы и морепродуктов», соорганизатором которой уже ни один год выступает Рыбный Союз. На удивление собравшихся участников на этот раз организаторы решили обойти все острые углы отраслевой дискуссии по предстоящим изменениям законодательства, и мероприятие было посвящено продвижению Русской Рыбы. Fishnet.ru публикует краткий обзор рыбного сектора, представленного World Food Moscow в этом году.
Эксперты отмечают, что у россиян в составе потребления продуктов рыба составляет на сегодняшний день порядка 4%, в связи с чем, перспективы развития рыбного сектора в стране весьма заманчивы. Несмотря на то, что россияне потребляют рыбной продукции в 2-3 раза меньше в сравнении с японцами и американцами, наверстать упущенное в ближайшей перспективе есть все шансы. Однако, продвижение рыбы невозможно вне тесной взаимосвязи с развитием системы гарантии качества продукции.
В тоже время вкусы и предпочтения потребителей постоянно меняются, и производителям важно отслеживать эту динамику. Рыбаку и переработчику не столь важно сегодня произвести рыбу, сколько выгодно её продать. Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов сделал вывод о том, что мы мало думаем о конечном потребителе, а именно от его предпочтений должна отталкиваться отрасль.
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов напомнил, что начатый в прошлом проект «Рыба ждёт!» продлился 5 лет и заставил о рыбе говорить, и уже 10 лет тема не сходит с уст. « – За последние полгода импорт у нас сократился на 41%, доля импорта во внутреннем потреблении резко снижается. Эта ниша достаточно активно заполняется российским производителем. Сейчас очень выгодное время для бренда «Русская Рыба». Развитие отечественного бренда кроме патриотической составляющей имеет и большой экономический смысл.
В среднем по миру мы всё же входим в лидеры по потреблению. И это несмотря на то, что в Норвегии 5 млн. человек живут на побережье, в Японии сложились вековые традиции потребления рыбы. А у нас есть регионы Центральной России – Башкирия, Татарстан, где рыбу очень мало едят, там другие традиции. Нам сейчас очень важно раскачать этот внутренний рынок. Рыбные недели получили хороший старт и сейчас продвигаются регионы. Нам надо перенимать опыт Норвегии, где государство обеспечивает сбыт продукции своих производителей за счёт активной, порой даже агрессивной рекламы», – отметил в своём выступлении Василий Соколов.
Представитель Росрыболовства рассказал, что на сегодняшний день в России уже успешно решена проблема с сельдью. Тихоокеанская селёдка заполнила рынок, возвращается незаслуженно забытая «алюторская сельдь».
Участники конференции углубились в проблему качества рыбной продукции. Ведь рыба, вылавливаемая российскими рыбаками, обладает всеми свойствами высшего качества в море. Однако, то что с ней происходит, когда она попадает на российский берег, контролю порой не поддаётся. Экономия на хранении и перевозке часто сказываются на качестве в негативную сторону. Переработчики часто выбрасывают на полки фальсификат. В тоже время современный покупатель всё больше начинает читать то, что написано на маркировке продукта. Поэтому, добровольная сертификация качества – это одно из самых перспективных направлений рынка, без чего окультурить рынок будет сложно.
Несмотря на текущие проблемы такие как некачественная глазурь по азиатскому импорту, да и запаздывание принятия Техрегламента по рыбной продукции, в целом ситуация такова, что рыбаки заинтересованы в искоренении браконьерства, также как и переработчики не хотят видеть на рынке некачественную продукцию, которая неизбежно приводит к обвалу цены.
Участники резюмировали, что создание в России национальной сертификации качества в комплексе с брендом «Русская Рыба» удовлетворит чаяния всех сторон и этим надо заниматься. Руководитель АНО «Российская система качества» Максим Протасов рассказал в своём выступлении, что мировая практика говорит о том, что во многих странах лейблы качества успешно стали маячками доверия для покупателей. И в России создание своей национальной системы качества уже идёт полным ходом. При этом обязательность и принуждение здесь не имеют столь решающего значения. Чем жёстче конкуренция и образованней потребитель, тем выше качество продукции на рынке.
«Кризисный вариант низкой цены – явление временное и вовсе не ориентир для потребителя. Ориентиром качества является бренд», – считает Александр Борисов.
Председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев озадачил аудиторию вопросами:
– К чему мотивирует система рынка – к конкуренции по цене или по качеству?
– Как повлияет на качество продукции конкуренция национальных и наднациональных регуляторов?
– Сможет ли Национальная система качества завоевать доверие потребителя?
В качестве примера для размышлений Герман Зверев привёл пример 46 крупных продуктовых скандалов на территории ЕС, а также статистику, согласно которой порядка 15% рыбного рынка – это некачественная продукция, что составляет порядка 80 млрд. рублей и является потенциальным источником финансирования «чёрных» лабораторий и контролёров, которые выдают документацию на всё что угодно.
В ответ Василий Соколов заметил, что из системы экологической сертификации, которая сегодня активно продвигается зарубежными странами, нужно взять положительный опыт и вживить его в нашу национальную систему качества. « – Минтаевый промысел в мире сегодня сертифицирован по такой сертификации. Это такой лейбл, который на качество продукта особо не влияет. Однако, и продавцам и покупателям сумели внушить, что это на что-то влияет. Не уверен, что сегодняшний потребитель готов платить большую сумму за товар только за экологичность промысла, а вот за качество продукции он готов платить наверняка», – сделал предположение Василий Соколов.
В заключение своего выступления он отметил, что конкуренция по цене без конкуренции по качеству обречена. И привёл в пример успешных до санкций дорогих продаж 120 тыс. т. норвежской сёмги, которая захватила большой сегмент рынка только за счёт рекламы собственного качества. С фальсификатом же на рынке, по мнению Росрыболовства, должна бороться государственная система.
В этом году большинство зарубежных участников, представляющих на стендах свою рыбную продукцию, в беседе с корреспондентом Fishnet.ru отмечают усиление ценового демпинга китайских производителей, который фактически не позволяет войти другим странам на российский рынок, чтобы занять нишу, образовавшуюся с уходом с него санкционной продукции.
Источник: Fishnet.ru