Служба будет участвовать в лишении квот компаний с иностранным участием
Выявлять рыбодобытчиков с иностранным капиталом, распоряжающихся квотами без разрешения правительства, могут поручить специальной комиссии при Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ее предлагает создать Росрыболовство. По итогам работы комиссии оно будет приостанавливать право на вылов рыбы.
Росрыболовство разработало проект постановления правительства, где описывается механизм принудительного лишения квот на вылов водных биологических ресурсов компаний, находящихся под контролем иностранного инвертора и занимающихся рыбодобычей без одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Копия документа, отправленного на согласование в Минэкономики, есть у “Ъ”. Ведомство предлагает создать при ФАС специальную комиссию, куда войдут представители антимонопольной службы, Росрыболовства и других “заинтересованных органов исполнительной власти по согласованию”. По результатам работы и анализа ФАС комиссия будет принимать решение о наличии или отсутствии у компаний иностранного инвестора. Решение комиссии в течение трех дней будет передаваться в Росрыболовство, которое приостановит право на вылов у выявленных нарушителей. У рыбодобытчика будет три месяца для обжалования решения комиссии. Если суд примет сторону истца, понесенные им издержки должна будет возместить ФАС.
Замглавы Росрыболовства Василий Соколов подтвердил, что юридическую ответственность за решение о запрете на вылов в рамках предлагаемого механизма будет нести ФАС. В антимонопольном ведомстве вчера не смогли предоставить комментарий. В Минэкономики, комментируя проект Росрыболовства, отметили, что его реализация не потребует дополнительных финансовых затрат от государства и предпринимателей, а также не создаст избыточных административных барьеров. Глава Союза добытчиков минтая Герман Зверев считает, что предложенный Росрыболовством механизм может начать реализовываться не раньше, чем через год.
По действующим законам иностранные инвесторы могут получить долю в отечественном рыбодобывающем предприятии и квоты на вылов в российских водах только после одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям (см. “Ъ” от 21 ноября 2014 года). “Найти сейчас официального рыболова под иностранным флагом в водах РФ не получится, так как этому препятствует закон”,– говорит Анастасия Асташкевич, руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов “Чаадаев, Хейфец и партнеры”. При этом, по ее словам, схема владения акциями компаний, осуществляющих вылов рыбы, не до конца прозрачна — “остались еще способы обхода требований, но они минимальны”. Президент ВАРПЭ Александр Фомин обращает внимание на то, что доказать нахождение компании под иностранным контролем в случае, если этот контроль не прямой, практически невозможно. “Кроме того, остается неясным, на какой срок Росрыболовство будет приостанавливать право вылова для этой компании и как поступит с его квотой, если, например, суд затянется на несколько лет”,– указывает эксперт.
Сейчас на российском рынке рыбодобычи в основном незаконно присутствует капитал из Кореи, США и Норвегии, говорят в Росрыболовстве. До прошлого года на рынке была также китайская Pacific Andes (крупнейший в мире производитель рыбного филе): после того как компанию обвиняли в незаконном промысле, она ушла из России.
Постановление правительства с прописанным механизмом принудительного лишения права на вылов рыбы станет последним нормативным документом, после которого можно будет приступить к очистке российского рынка от незаконного иностранного контроля, утверждает господин Соколов. По его словам, на сегодняшний день есть подозрения, что под контролем иностранных инвесторов незаконно занимаются добычей около 16 компаний. Это те организации, отмечает чиновник, контроль над которыми можно определить через учредительные документы. При этом, продолжает он, неизвестно, сколько еще компаний контролируется через сложные схемы и подставные лица. Суммарный объем квот в текущем году, по данным Росрыболовства, составил 4,3 млн тонн: из этого объема на иностранные компании приходится 9-11%, говорил ранее глава ведомства Илья Шестаков.
Источник: КоммерсантЪ