Важно не только выращивать форель, но и иметь современное производство по ее переработке.
Для создания кластера в республике есть все предпосылки: здесь рыбу разводят, откармливают, добывают и перерабатывают. То есть существует весь производственный цикл. Хотя, как отмечают эксперты, в данном случае речь больше идет о форели. Именно ее разведение является одной из самых эффективных и прибыльных. 70 процентов форели, выращенной на территории России, сегодня производится в Карелии. Что касается рыбы, выловленной в арктических морских широтах и пресноводных водоемах, то показатели не такие впечатляющие.
По данным министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии, в республике зарегистрированы полсотни рыбоводных хозяйств почти во всех муниципальных районах. В прошлом году они вырастили 22,4 тысячи тонн царской рыбы. Причем в отрасли трудятся уже признанные мастера. Например, форелевод из Кондопожского района Николай Федоренко получил сразу три золотые медали на последней агропромышленной выставке “Золотая осень – 2015”. За десять месяцев текущего года на счету его предприятия четыре крупные выставки, восемь золотых медалей, Гран-при, почетная медаль и звание “Продукт года”. Как комментирует сам Федоренко, чтобы это была не “просто рыба”, а качественный продукт, необходим ежедневный труд и постоянный контроль.
Но если выращивание форели и ее переработка находятся уже на достаточно высоком уровне, то такие звенья производственной цепочки, как селекция и корма, пока ориентированы на экспортные закупки. Икру для разведения мальков приобретают в США, Норвегии, Финляндии.
– Одна из главных проблем в отрасли – это производственная сфера, – говорит председатель правления Ассоциации форелеводов Карелии Виталий Артамонов. – Мы не можем обеспечить внутренний рынок собственной икрой. В республике нет своего селекционно-племенного центра, который бы снабжал отечественные предприятия будущим молодняком. Некоторые хозяйства начинают этим заниматься, но нужно оборудование, опыт и время.
Сотрудник Петрозаводского университета, кандидат биологических наук Антон Курицын также считает создание селекционно-племенного центра первостепенной задачей. Что касается кормов, основная масса которых закупается за рубежом, то, по его мнению, с этим направлением сложно справиться. Не могут пока российские ученые разработать рецептуру. В небольшой капсуле корма содержится 60-70 минеральных компонентов, необходимых для здорового развития форели. Чтобы делать корм в России, все равно придется завозить компоненты из других стран. И это выйдет еще дороже, чем закупать готовую продукцию.
Однако не все эксперты согласны с этим. Некоторые из них считают, что нужно самим разрабатывать рецепты корма. В Петрозаводске есть небольшое предприятие, которое уже этим занимается. Понятно, что объемы у них не промышленные, но начало положено.
Говоря о создании рыбохозяйственного кластера, эксперты отмечают не только обязательное наличие производственной цепочки от икринки до переработанной рыбы, но и межотраслевую, межрегиональную и межфирменную кооперацию. Что это значит? В проекте должны участвовать организации и предприятия, не относящиеся напрямую к данной отрасли. Но они владеют технологиями, которые помогут качественно и эффективно переработать рыбу, использовать современную упаковку. Как считают специалисты, поэтому в кластер необходимо привлекать и отраслевую науку. Да и вообще, брать еще шире. Например, на побережье Белого моря есть фермы, которые выращивают мидии и морскую капусту. Все это также перерабатывается и поступает в продажу. Хотя прямого отношения к рыбе данные направления производственной деятельности не имеют, но они могут войти в кластер.
70 процентов форели, выращенной на территории России, сегодня производится в Карелии
А вот Вячеслав Мовчан, руководитель одного из предприятий отрасли, уверен, что в кластер обязательно нужно включить вылов и переработку в арктических широтах и пресноводных водоемах, а также любительский лов.
Обязательными сопутствующими направлениями должны стать и другие важные вопросы: борьба с болезнями, утилизация отходов, экологические проблемы.
Ученые-биологи предупреждают, что нельзя переборщить с перепроизводством: в Карелии возможны объемы выращивания рыбы в садковых хозяйствах в пределах 30 тысяч тонн. Больше природа не выдержит. Но сотрудники Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН не видят в форелеводческих хозяйствах большой угрозы, считая, что это рассеянный источник загрязнения, так как предприятия выращивают рыбу в проточной воде. И постоянные пробы воды это подтверждают.
– Хотя проблем в отрасли достаточно, но предпосылки для создания рыбохозяйственного кластера в Карелии есть, – прокомментировал эксперт, заместитель директора Института экономики Карельского научного центра РАН кандидат экономических наук Евгений Жирнель. – Нужно вырабатывать рекомендации, обговаривать проблемные вопросы, встречаться со специалистами-практиками, учеными. Подумать, как создать емкие производства по привлечению инвестиций в отрасль для организации рыбохозяйственного кластера. справка “РГ”
Отраслевая программа “Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015-2020 годы” предполагает увеличение объема производства продукции аквакультуры как минимум до 315 тысяч тонн в 2020 году. В 2015 году объем производства товарной рыбы должен составить 195 тысяч тонн, рыбопосадочного материала – 29 тысяч тонн. По данным ведомства, в результате действия программы общий доход от реализации продукции аквакультуры достигнет более 60 миллиардов рублей, а средняя рентабельность составит 17,5 процента. Особое внимание уделено СЗФО. По данным министерства сельского хозяйства РФ, округ располагает одним из самых больших фондов рыбохозяйственных водоемов в России – 6,5 миллиона гектаров.
Источник: Российская газета