Госсовет РФ: Российской рыбе – российский берег. Дальше медлить нельзя
Мурманские рыбаки ждут исправлении системных ошибок в распределении квот.
Государственные чиновники тоже ходят по магазинам, ну или по крайней мере знают, что там творится. Это наглядно показал прошедший в Москве Государственный совет по развитию рыбной отрасли. Открывая его глава государства Владимир Путин сразу заявил: главная задача – обеспечить население страны качественной российской рыбой по доступной цене.
– По объёму добычи Россия устойчиво занимает в последние годы 5–6-е место в мире. Но на российских прилавках по‑прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, да ещё и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения, – отметил Владимир Владимирович.
Причины такой парадоксальной ситуации не раз озвучивали мурманские рыбаки-«прибрежники». Именно они ведут промысел в 200-мильной прибрежной зоне и поставляют всю выловленную продукцию в охлажденном виде на российский берег. Именно они и способны переломить многолетнюю тенденцию оттока российской рыбы в зарубежные порты. Сейчас мы пожинаем плоды неграмотной политики по распределению квот Федеральным агентством по рыболовству (ФАР) в 2009-2013г.г., когда интересы прибрежного рыболовства и мурманского берега в частности не учитывались в полной мере, а по сути игнорировались.
Кому порт роднее
– На Госсовете прозвучало много грамотных решений, они пока еще не вылились в конкретные поручения, но в целом вектор задан правильный. На заседании выступали губернаторы Архангельской области, Сахалина и Камчатки, они поддержали и выделили прибрежных рыбаков, работающих на родной берег. – делится своим мнением генеральный директор компании «Севрос» Сергей Махотин, – Губернаторы, чьи рыбаки считают своим родным портом Киркенес и Пусан, предпочли промолчать.
Приоритет прибрежного промысла отметил и глава Росрыболовства Илья Шестаков.
– Важной задачей является обеспечение поставок рыбы на российский берег, для этого необходимо совершенствовать механизм прибрежного рыболовства, – сказал Илья Васильевич. Поэтому ФАР и предложило в своём варианте законопроекта о рыболовстве ввести повышающий коэффициент для прибрежных рыбаков – 1,2.
Дело в том, что поставки на берег замороженной рыбы по промышленной квоте носят достаточно формальный характер.
– Прибрежные суда в прошлом году поставили в порт Мурманск 30 тысяч 100 тонн охлажденной рыбы, и ни килограмма рыбопродукции в охлажденном видене ушло за рубеж. А с замороженной продукцией все не так просто. Ее можно сколько угодно перегружать из трюма на мурманские холодильники и отправлять после этого по тихому, «без шума и пыли»,на экспорт, – объясняет Сергей Махотин.
Доллар не при чем!
В прошлом году дошло до парадоксальных цифр: мурманские рыбаки, работающие по промышленной квоте, поставили на экспорт чуть ли не 100% всего объема вылова трески (по данным Кольского филиала РАН).Экспортеры – как раз те, кто владеет океанической квотой – объясняют это просто: курс доллара вырос, а вместе с ним подскочили расходы на обслуживание в иностранных портах и сама оптовая цена на рыбку. Сырье стало в разы выгоднее продавать за рубеж за доллары.
– Курс – это, конечно, важный фактор, но не решающий. Есть законы рынка, против которых никакие курсы валют не сильны, – уверен Сергей Махотин.
Прекрасный пример – ситуация с пикшей. Пока цена на треску, еще в мае 2015 года взяв курс на рост, поползла вверх, цена на пикшу начала падать.
– В июле – августе к общему допустимому улову пикши добавили 24,5 тысячи тонн, 6 тысяч – отошло «прибрежникам». Рыбу стали активно вылавливать и поставлять на берег, а дальше сработали законы рынка: товара много – цена ниже. Если в прошлом году, в это время, килограмм пикши стоил 125 рублей (курс доллара – 42 рубля), то сейчас 1 кг пикши стоит 100 рублей (при курсе доллара – 63 рубля) , – приводит цифры Сергей Махотин.
Логика проста, если возить на берег достаточное количество охлажденного сырья, то и стоимость рыбопродукции не будет кусаться. «Охлажденка» – товар скоропортящийся, тут не до выгадывания цены побольше. Рыбаки будут отдавать рыбуза адекватные деньги, а значит и дальше в торговых сетях рыба будет уходить дешевле. Это именно то, о чем вели речь на Госсовете 19 октября 2015г.
Остаточный принцип
Недорогая и качественная треска – уже становится мечтой жителей некогда рыбного Мурмана, что уж говорить о центральной России. Так и будет продолжаться, если не изменить принцип распределения квот.
Много лет, объемы вылова для «прибрежников», которые собственно и снабжают рыбой родной берег, определяются по остаточному принципу. Вот и выходит, что квота на треску как была в 2008 – 21 тыс. тонн, так и осталась на начало 2016 года. При том, что «промышленная» – все эти годы росла огромными темпами.
Правом рекомендовать кому из российских рыбаков сколько можно будет выловить наделен Северный научно-промысловый совет (СНПС). Он заседает каждый год осенью. В этом – прошел совсем недавно, 29.10.2015г., уже после Госсовета, определившего важность прибрежного рыболовства, но надежд на смену подхода к делению квот не оправдал.
– Все объемы на прошлогоднем уровне, нас все также продолжают квотировать по остаточному принципу, – уточняет Сергей Махотин.
СНПС дал «прибрежникам» добро на вылов 21 тысячи тонн трески и 11,6 тысяч тонн пикши. «Океанистам» при этом отошло – почти 361 тысяча тонн трески и 94 тысячи тонн пикши. Какая часть из этих огромных объемов попадет на российский берег, остается только гадать.
Сопутствующий эффект
«Делают вид, что прибрежного рыболовства вообще не существует. Особенно это видно на примере нашего Кольского полуострова»,- сказала генеральный директор ООО «Бионорд» Марина Бачурихина.
Она уверена, что процесс разделения квот должен быть иным. В первую очередь надо учитывать интересы рыбаков, работающих на российских потребителей, т.е. экспорт рыбы должен стоять на втором месте после обеспечения рыбой российского населения и российской рыбопереработки. Баренцево море в состоянии накормить не только Заполярье, рыбу можно отправлять в Москву, Санкт-Петербург и Центральную Россию в гораздо большем количестве, но при наличии нужного объема прибрежных квот.
К слову, потребности самого мурманского берега уже давно посчитаны и озвучены, 15 рыбоперерабатывающим фабрикам (не считая неработающий завод в Териберке) для бесперебойной работы надо 70 тысяч тонн, желательноохлажденной рыбы. Почему бы для начала не взять эту цифру за основу при делении квот? Это даст рыбопереработке гарантии загрузки, порту надежду на возрождение, и новый импульс развитию сопутствующих рыбному промыслу предприятий:тем, которые занимается снабжением, судоремонтом, грузовыми работами, топливом.
– В последнее время рыбную тему обсуждают на всех уровнях: и телевизионные дебаты, и встречи, но все эти нюансы и выкладки, простому человеку не нужны. Главный вопрос: «Почему нет рыбы в России?», а ответ на него прост: потому что нет смелости в принятии решения по распределению биоресурса. Как только этот вопрос будет решен, сразу заработает вся береговая инфраструктура, рыбофабрики начнут работать с полноценной нагрузкой. Сейчас Мурманский рыбохозяйственный комплекс загружен, в лучшем случае, на 50%.
Насыщение продовольственного рынка отечественной рыбой – задача номер один, но ее решение повлечет за собой и развитие судостроения, о котором так много говорят в последнее время.
– Когда будет решен вопрос с увеличением прибрежных квот, прибрежные компании смогут строить суда. Наличие квот и уверенности в будущем будет гарантией развития, – уверена Марина Сергеевна, – строить малотоннажные суда для «прибрежников» выгодно всем, т.к. рыба, выловленная ими, будет оставаться в стране, а не уходить за рубеж. Можно вспомнить, что малотоннажные суда ранее строили в Петрозаводске, Кировской области (Сосновка), Ярославле.
ЖИЗНЬ ДОРОЖАЕТ
Что будет с ценами на рыбу?
Идеи Госсовета пока не успели найти применение в мурманских реалиях, а значит цена на рыбу в магазинах снова будет зависеть от объемов экспорта, соблазненного курсом доллара.
– Не совсем так, – парирует Сергей Махотин, – цена на треску действительно растет с мая, на оптовом рынке она дошла уже до 185 рублей за килограмм! Но если «прибрежники» смогут получить сейчас нереализованные остатки квоты «третьих стран» и научной квоты, то поставки рыбы на берег увеличатся, и цена может упасть.
Такое действительно уже было в конце 2014-го года, когда цены на рыбу в ноябре и декабре удавалось сдерживать даже несмотря на сумасшедшее падение рубля. И в мае этого года. При этом чем раньше «прибрежникам» дадут квоту, тем более вероятно снижение цены.
Источник: Комсомольская правда Мурманск