В рамках восстановления сиговых пород рыб Югорский рыбоводный завод поместил в свои инкубаторы 175 миллионов икринок пеляди, привезенных из Томской области. Это в четыре раза больше, чем в прошлом году. Уже в мае подросших личинок выпустят в местные озера.
Постоянная температура
По словам генерального директора Югорского рыбоводного завода Василия Сысуева, за короткое время на предприятии удалось собрать настоящих профессионалов – 56 лучших ихтиологоврыбоводов, биологов и химиков со всей России.
– Таких больших заводов, как наш, имеющих возможность как выращивать икринки, так и содержать маточное стадо сиговых пород рыб, в мире всего три: один в Канаде и два в России. Наша особенность в том, что у нас развита цикличная замкнутая система водоочистки, а это требует круглосуточного наблюдения за химическим составом воды в инкубаторах и контроля за ее температурой. Оплодотворенные живые икринки мы доставляли нынче вертолетом и машиной из Томской области, потому что в рыборазведении большое значение имеет время. Чем раньше икру поместишь в инкубатор, тем больше икринок выживут. Это стало возможным благодаря правительству округа, которое подписало соглашение о взаимодействии в вопросах сохранения муксуна и пеляди с правительством Томской области, – подчеркнул Василий Сысуев.
Югорский рыбоводный завод с 2012 года выращивает в специальных бассейнах тугуна, чира, пелядь, муксуна и осетра. Опытные рыбоводы сообщили, что новые «постояльцы» завода, икринки пеляди, хорошо перенесли транспортировку.
– Икринки мы перевозили в специальных изотермических ящиках с постоянной температурой 0,5–1,5 градуса по Цельсию. Нам было важно не допустить ни повышения температуры, ни, что самое страшное, ее понижения. Технология допускает, что при перевозке погибает 3 % икринок, но нам было важно сохранить все. После мы действовали максимально быстро – не допуская перепада температур, помещали икру в аппараты Вейса. Это восьмилитровые конусообразные инкубаторы, где она будет находиться ближайшие пять-шесть месяцев, подпитываясь минералами и витаминами через систему водоочистки. Потом, в мае, мы выпустим личинки в озеро Зимний сор, что в Ханты-Мансийском районе. Оттуда молодь отправится путешествовать по югорским рекам, – рассказала ихтиопатолог Татьяна Звезда.
Рыбная интуиция
Большое внимание завод уделяет воспитанию будущих ихтиологов и уже успел стать площадкой для нескольких ведущих университетов страны, выпускающих специалистов в области разведения ценных пород сиговых рыб. Так, в этом году практику на предприятии проходили студенты ГАУ Северного Зауралья (Тюмень), а в предстоящем сезоне в Ханты-Мансийск приедут студенты Биологического института ТГУ (Томск).
По словам главного рыбовода Ильшата Тангатарова, важно научить будущих защитников природы, что помимо теоретических знаний есть практика, в которой важна интуиция.
– Иной парень берет в руки рыбу и не может определить, самка это или самец, или начинает искать внешние признаки, а рыбу надо почувствовать. К икре вообще мы воспитываем особое отношение. К ней надо очень бережно относиться – как к своим детям. Икринки сиговых ведь беззащитные совсем – полгода растут только до состояния личинки, в то время как та же щука из икринки до личинки вырастает за 8–12 дней. Впрочем, эволюция распределила нерест и рост рыб так, чтобы и те и другие могли существовать и развиваться в одних реках. Однако равновесию помешал человек. Бесконтрольный вылов сиговых пород рыб поставил их под угрозу полного исчезновения, с чем мы теперь и боремся, – отметил Ильшат Тангатаров.
Сохранить для потомков
По данным департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры, в югорских реках обитает 28 видов рыб, 14 из них имеют промысловое значение. Десять из этих 14 видов можно ловить в неограниченном количестве (налим, щука, язь, лещ, судак, карась, окунь, плотва (сорога), елец, ерш), четыре – ограничены к вылову (сигпыжьян, чир (щокур), пелядь (сырок), тугун (сосьвинская селедка).
Окружное управление МВД напоминает, что за вылов муксуна, нельмы и стерляди, который запрещен с августа 2014го, нарушителям грозят штрафы. А за вылов красно-книжного сибирского осетра – не только штраф в миллион рублей, но и лишение свободы сроком до трех лет. Только 21 октября сотрудниками полиции и рыбоохраны были задержаны четверо браконьеров из Сургутского и Октябрьского районов, которые попались во время рыбалки. В их сетях стражи порядка обнаружили три сибирских осетра весом более тридцати килограммов.
По словам начальника отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Югре Виктора Харламова, поймать браконьеров за руку удается нечасто.
– Обычно, как только нас видят, сети бросают за борт – их дешевле купить, чем платить штраф. А нейлоновые сети – очень прочные, годами тысячи рыб могут погибать в них, пока они не разложатся на дне. Впрочем, не одни браконьеры виноваты в сложившейся ситуации. Негативно влияют на экологию югорских рек нефтяники. Мы ведем большую работу с нефтяными компаниями. В правительстве округа тоже работают в этом направлении, заставляют их ставить дополнительные водоочистные сооружения, жестче следить за качеством труб и так далее, – подчеркивает Виктор Харламов.
По словам первого заместителя директора департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Александра Киселева, запрет на вылов некоторых ценных пород сиговых не будет снят, пока ученые не зафиксируют улучшение в этой сфере.
– Югорский рыбоводный завод и «Госрыбцентр» из года в год увеличивают свои мощности по зарыблению водоемов Югры. Рыбоводы выпускают в реки и озера уже миллионы личинок – это важная работа по восстановлению популяций. Думаю, большинство югорчан понимает, почему мы ввели ограничения и что без этого невозможно сохранить их для потомков, – подчеркнул Александр Киселев.
Источник: Новости Югры