В четверг и пятницу, 15 и 16 февраля, во Владивостоке проходит научно-практическая конференция «Наука о море в интересах России». Организованная по инициативе Росрыболовства конференция впервые стала настолько масштабной – в ней принимают участие ведущие ученые Российской академии наук, высокие чиновники и представители бизнеса.
На пленарном заседании была представлена первая комплексная государственная целевая программа научных исследований и разработок в интересах рыбного хозяйства Российской Федерации на 2018-2022 годы с прогнозом до 2030 года.
«Мы считаем, что эта работа очень важная, – отметил в приветственном слове глава Росрыболовства Илья Шестаков, – и с точки зрения прогнозирования, и бизнеса, и дальнейшей глобальной оценки происходящего. Интересна будет оценка возможностей нашего рыболовства в перспективе до 2050 года. Изучаются возможности комплексных исследований лососевых на Дальнем Востоке, изучаются бассейны в районах Африки. Ситуация сейчас непростая: конкуренция за рынки и за районы промысла в Мировом океане крайне высока. В этом случае наука и возможность аргументировать свою позицию с научной точки зрения играет важнейшую роль».
В общей конкурентной борьбе, по мнению Шестакова, нет места конкуренции внутренней, то есть внутренней борьбе между институтами. Наука способна решать важные геополитические задачи, и эта ее роль заложена в стратегию.
Подобную программу уже неоднократно пытались принять, но каждый раз так и не доводили до конца, поэтому перспективный план развития всего рыбохозяйственного комплекса оставался недоработанным и не позволял заглядывать за дальние горизонты возможностей.
«Науке и рыбохозяйственному комплексу есть что сказать друг другу, – считает академик РАН Андрей Адрианов. – Это и селекция, и обеспечение токсикологической безопасности продукции, и оценка качества биоресурсов. Такое взаимодействие отраслей необходимо. Примечательно, что презентация такой большой программы происходит здесь, на берегах Тихого океана. Действительно, Дальний Восток поставляет 70-80% всей морской продукции страны. Нужно искать баланс прибрежного рыболовства и аквакультуры, нужны новый флот и технические средства, нужно многое другое, что мы в течение двух дней будем обсуждать».
А пока, по мнению участников конференции, Россия не полностью способна конкурировать в области научных разработок и внедрения новых технологий с другими рыбопромысловыми государствами. Как отметил директор ФГБНУ «ВНИРО» Кирилл Колончин, российская наука соответствует современным реалиям, но, увы, не в полной мере. Выделяемые на научные исследования средства практически полностью идут на исследования высоколиквидных видов морской живности, а низколиквидные изучаются по остаточному принципу, хотя вообще-то водный мир вполне взаимосвязан.
Рыбохозяйственную науку в России представляют 13 научно-исследовательских институтов, в которых трудятся более 5000 научных сотрудников, в том числе 652 кандидата наук и 152 доктора. Этого потенциала достаточно для решения актуальных задач рыбохозяйственного комплекса.
Итак, стратегия развития ставит перед отраслью несколько целей. Возрождение российского рыбного хозяйства вместе со всеми амбициозными планами без просчета на несколько шагов вперед невозможна. Комплексная целевая программа как раз и является этим инструментом. Рост сырьевой базы российского рыболовства, увеличение доли отечественной рыбной продукции на местных рынках до 90%, приоритет развития аквакультуры, развитие и внедрение новых технологий в области переработки водных биоресурсов – все возможное и желаемое описано в тексте документа. Программа разделена на шесть блоков, увязанных между собой сроками, общими задачами и способами решения.
В эти блоки входят изучение и прогнозирование роста и поведения водных биоресурсов, приоритетные и прикладные исследования, научное обоснование правил рыболовства и выращивания аквакультуры. Научные правила у нас уже есть, но они изрядно устарели – разрабатывали их в 2007–2009 годах. На сегодняшний день они несколько не актуальны, во-первых, из-за большого количества поправок в федеральное законодательство, внесенных за это время, а во-вторых, из-за смены климата. Дело в том, что глобальное потепление влияет на цикличность жизни водных биоресурсов – лососевые, например, теперь идут на нерест раньше.
Научные исследования, как ни странно, имеют самое прямое значение для бизнеса. Доли квот, например, выделяются на 15 лет. С точки зрения коммерции это вполне долгосрочные инвестиции.
«Бизнес, мы знаем, что у вас сейчас все хорошо, особенно если учесть курс валют, – говорит научный руководитель ВНИРО Михаил Глубоковский. – Но почему никто из вас не хочет понимать свои перспективы? Вы получаете доли квот на 15 лет, и вам бы поинтересоваться, что произойдет за эти годы с вашим ресурсом! РАН за вас все делать не будет, исследования нужны вам не меньше нашего, подумайте об этом. Еще один момент – проблема воспроизводства кадров. Сколько выпускников профильных вузов и специальностей потом остаются в науке? Кто может заняться научной работой на должном уровне? Если есть один-два студента на курс – уже хорошо».
Проблему кадров упомянули многие присутствующие. Не хватает Дальнему Востоку корабелов, технологов по работе с металлом, то есть не только тех, кто непосредственно будет изучать марикультуру, но и кто вообще-то будет заниматься ее выловом и переработкой.
«Нам важно сейчас объединить усилия, чтобы иметь представление о том, что будет дальше твориться. Какой запас, какой прогноз на следующие 15 лет. Мы должны понимать, к чему готовиться, даже с точки зрения государственного регулирования. Если мы будем понимать перспективу, то сможем и корректировать законодательство заранее. Ко многим вещам надо подходить очень издалека и аккуратно», – заметил Илья Шестаков.
Целевую программу на конференции представили с тем, чтобы специалисты могли внести в нее свои корректировки – непосредственно сообщить о своих проектах главе Росрыболовства. В дальнейшем корректировки с учетом пожеланий должны быть внесены в документ.
Источник: VL.RU