В музее Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) во Владивостоке прошла лекция, посвященная 25-летию базы исследовательского флота института. Об экспедициях, трудностях, современных задачах и перспективах БИФ рассказали корреспонденту Fishnews и другим слушателям.
Начало положила «Россинантэ»
Заведующая музеем истории ТИНРО Елена Китаева сделала доклад об истории легендарной парусно-моторной шхуны «Россинантэ». С нее начинался научный флот не только института, но и Дальнего Востока в целом.
Елена Китаева рассказала, что вопрос о необходимости иметь собственное научно-исследовательское судно поднимался в 1925 и в 1926 годах. На тот момент имелся лишь катер «Муравей».
Единственным НИС в стране тогда был «Персей», принадлежавший Полярному институту и совершивший первый рейс в 1923 году. На Дальнем Востоке флота для научных исследований практически не было. Безусловно, эпизодические экспедиции проходили, но о комплексных и полномасштабных речи не шло.
Первое дальневосточное НИС появилось в 1929 году: шхуну приобрели в Америке. Заведующая музеем отметила, что сделка могла не состояться, если бы не экономический кризис в США, переросший в Великую депрессию. Советы ухватились за эту возможность и купили судно намного дешевле заявленной стоимости. «Россинантэ» пришла во Владивосток из города Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния) – центра американского кораблестроения. До этого судно использовалось в качестве прогулочного и имело другое название – «Присцилла Олден».
Шхуну поставили на причал Дальзавода на переоснащение, а в середине апреля она вошла в док для ремонта подводной части. Первый рейс, запланированный на весну 1930 года, не состоялся из-за нехватки мощности и частых поломок. Ремонт затянулся на полгода, и только 5 мая 1931 года «Россинантэ» вышла в море.
По словам Елены Китаевой, в архиве ТИНРО сохранились отчеты первых участников рейса. Один из них писал: «Работы шхуны велись системой разрезов до глубин 600–700 м. Всего был сделан 21 разрез и взято 78 гидрологических станций. Работы показывают значительное изменение в составе животных группировок по сравнению с данными 1925 – 1926 годов».
Иначе говоря, во время первой экспедиции «Россинантэ» был поднят пласт новых знаний, ставших основой для дальнейших рыбохозяйственных исследований.
Другой очевидец сообщил: «Майский рейс продолжался до 4 июля, и второй выход в море состоялся с 13 июля по 2 сентября, а третий пришелся на сентябрь-октябрь. Шхуна выполняла часть работ в заливе Петра Великого и сделала рейсы от мыса Поворотного до мыса Де-Кастри». По информации из архива ТИНРО, проводились ихтиологические исследования планктона.
Елена Китаева напомнила, что шхуна совместно с Гидрологическим институтом участвовала в Тихоокеанской экспедиции, проходившей с 1931 по 1932 годы. Так, за 1932 год «Россинантэ» совершила 5 рейсов, их результаты введены в науку и изданы серией работ «Исследование дальневосточных морей СССР». Биологические сборы «Россинантэ» были переданы на кафедру гидробиологии Ленинградского университета, а также в Зоологический институт, музейная коллекция которого до сих пор хранит этот материал.
По историческим документам Елена Китаева проследила дальнейшую судьбу шхуны. В 1933 году «Россинантэ» сдали в аренду Дальневосточному геодезическому институту, а в 1935 году, когда он был преобразован в Управление гидрометслужбы восточных морей, шхуна покинула ТИНРО окончательно. В течение нескольких лет на ней еще велись океанографические исследования, однако в 1937 году судно передали на баланс Рыбного техникума. Дальнейшая судьба «Россинантэ» неизвестна.
Елена Китаева отметила интересный факт: в 2019 году в музей ТИНРО пришел доцент кафедры судовождения Дальрыбвтуза Виктор Щербатюк с просьбой найти данные по «Россинантэ». Выяснилось, что в 1944 году, обучаясь в школе юнг в поселке Рыбстрой под Находкой, он видел шхуну. О ней Виктор Щербатюк упомянул в своей книге 2017 года о китобоях. В ней говорится: «Осенью 1945 года в бухту Находка завели и поставили на якоря вблизи школы юнг красивую с зеленым корпусом трехмачтовую с белой надстройкой шхуну. На борту носовой части белой краской было выведено «Россинантэ». Вероятно, шхуну привели к ее последнему пристанищу как наглядное пособие. На ней не было никакой вахты или охраны, и ее постепенно стали разбирать. В итоге за зиму 1945 – 1946 годов юнги разобрали шхуну и сожгли».
Траулеры на службу ученым
Первый заместитель начальника БИФ ТИНРО Георгий Бек-Булат подчеркнул, что для дальнейших рыбопромысловых исследований были необходимы данные по уловам и запасам, которые невозможно было получить с «Россинантэ»: это судно не могло ходить с тралом.
К 1932 году на Дальнем Востоке работало около 20 траулеров, которые осваивали в основном треску и камбалу. В 1934 году в ТИНРО для постоянных исследований передали траулер немецкой постройки «Лебедь». Именно с этого времени, утверждает Георгий Бек-Булат, и нужно вести отсчет создания флота института.
Кроме «Лебедя», работавшего до 1957 года, на отдельные экспедиции выделили другие траулеры, в том числе «Пластун» и «Топорог». Эти суда, тоже построенные в Германии, имели мощные траловые комплексы и могли работать в сложных погодных условиях. Они, по словам Георгия Бек-Булата, проработали до 1950-х годов, а потом на смену пришли «Жемчужина», «Изумруд», «Аметист», поступившие в 1951 году на баланс ТИНРО.
Первый заместитель начальника БИФ обратил внимание, что у института тогда не было своей базы флота: суда находились в эксплуатации производственных организаций, которые набирали экипаж, ремонтировали и снабжали траулеры топливом, а оплачивал эти расходы ТИНРО. Только в 1958 году было принято решение передать все суда институту.
После войны рыбохозяйственные исследования продолжились на траулерах «Лебедь» и «Топорог», которые к тому моменту находились на балансе Китозверотреста. В 1956 году было принято решение об активном расширении ресурсных поисков. Сначала экспедиции проводили на СРТ, позже появились четыре судна типа РТ – «Огонь», «Ламида», «Адлер», «Цискар». Суда хорошо поработали: открыли новые районы вылова, а также участвовали во Вьетнамской экспедиции и Беринговоморской, переросшей в Восточную.
Постепенно в поиски включились новые суда – «Академик Бергс» и «Тропик». Благодаря им удалось выйти далеко на юг.
Особое внимание Георгий Бек-Булат уделил Дальневосточной перспективной разведке – научной организации по обеспечению экспедиций. Изначально ее сотрудники жили на судах. Такое положение просуществовало до 1970 года, когда была организована научно-производственная корпорация с собственным флотом и экспедиционной наукой, собирающей в море материал для института. Сотрудники Дальневосточной перспективной разведки работали в Беринговом море и заливе Аляска, ходили вдоль побережья Северной Америки, искали новые районы в юго-восточной части Тихого океана у Новой Зеландии и Антарктиды.
Докладчик довел повествование до 1995 года – времени организации БИФа. По его мнению, когда судами владел ТИНРО, научно-исследовательский флот работал эффективно. Тем не менее проблем с промышленностью не удалось избежать, так как ученые требовали то, что производственные предприятие не могли им дать. В итоге возникали конфликты. В 1958 году НИСы передали на баланс промышленным организациям. Позже, когда суда вернули в институт, пришлось уделить много времени, чтобы ученым было комфортно на них работать.
Как появился БИФ
Начальник плавбазы исследовательского флота ТИНРО Лев Свиридов особо отметил: БИФ – продукт новой истории России. Докладчик рассказал о процессе смены принципов собственности после распада СССР, когда все производственные организации акционировались. Не стало исключением и ТУРНИФ, имевшее 5 РС, переделанных под водолазные шхуны, и 5 судов типа «Атлантик» 833-го проекта. Эти суда, попавшие на Дальний Восток с немецких верфей, построены в 1987 году и до сих пор в строю.
Когда ТУРНИФ начало акционироваться, оказалось, что ему не нужен научный флот и от судов решили избавиться. Вероятно, так бы и случилось, если бы не инициатива Льва Бочарова и Валерия Курина, которые доказали необходимость передачи этих судов ТИНРО. Кроме того, была создана структура, занимавшаяся подготовкой судов для работы в научных экспедициях. В итоге, после многочисленных совещаний, появился приказ от 14 марта 1995 года. определявший создание БИФ. Процесс затянулся до конца 1994 г. Крупнейшее судно базы – «Капитан Иленчук».
Суда БИФ Лев Свиридов охарактеризовал как комфортные, у них мощные двигатели, хорошее электронасыщение и мощные траловые комплексы. Благодаря межправительственным соглашениям с японцами появлялись компенсационные средства, на которые Росрыболовство приобретало новую технику.
Говоря о перспективах, докладчик заявил, что в этом году будет заложено два новых научных судна из предполагаемых пяти – по параметрам больше, чем суда БИФ типа «Атлантик».
Технологии производства
Не обошлось без технологов – выступил доктор технических наук, заведующий лабораторией проблем рационального использования гидробионтов Альберт Ярочкин. Он – участник океанографических исследований 1970-х годов.
Специалист рассказал о том, как в 1977 году на НИС «Профессор Дерюгин» под его руководством установили первую полупромышленную линию, а в 1978 году судно ушло в рейс. Численность научной группы составляла 26 человек, которые могли проводить в море все химические и физико-химические работы.
Было сделано 2,5 тыс. химических анализов, кроме того, проведены полномасштабные микробиологические исследования океана от островов тихоокеанского района до залива Прюдс в индийском секторе Антарктики. Продолжительность экспедиции составила 165 суток.
Во время последнего рейса «Профессора Дерюгина» в 1986 году, рассказал Альберт Ярочкин, ему была поставлена задача разработать технологию получения пищевой продукции из мелких рыб. Соответствующую работу провели в северо-западной части Тихого океана на таких рыбах, как сардина-иваси, мелкий минтай, песчанка. Результаты оказались положительными.
Интересные воспоминания
Нашлось время и для ностальгических историй о прошлом ТИНРО и БИФ. Многие из них заставили слушателей искренне улыбнуться.
Например, главный специалист ТИНРО Валерий Акулин рассказал о глобальном рейсе по оценке ресурсов кальмара. Его в экспедиции ученые вообще не увидели: в один район пришли раньше, чем нужно, а в другой – позже.
Также Валерий Акулин вспомнил, как в Антарктику отправили НИС, а позже узнали, что по технике безопасности нахождение одного судна во льдах запрещено. Поэтому следом вышли два БМРТ. Сегодня это нереально, однако тогда это было возможно.
Результаты рейса оказались колоссальны. Новые виды рыб везли потоком, специалисты не успевали оценить их химический состав, как уже подходила новая партия. К примеру, ресурсы большеголова, обнаруженные в новозеландском районе, были приравнены учеными ТИНРО к запасам угольной рыбе. Однако, когда добытого большеголова привезли на в лабораторию, подопытные крысы отравились: рыба оказалась несъедобной.
Планы на будущее
Лев Свиридов кратко рассказал о будущих перспективах работы. Он отметил, что в 2019 году на рейс одного судна в среднем приходилось 140-150 суток.
При сокращении финансирования время, которое исследователи будут проводить в море должно использоваться более эффективно, подчеркнул начальник плавбазы института.
В этом году 24 марта в экспедицию отправится «Профессор Кагановский» для основной съемки минтая, сельди и других рыб. В середине июня судно займется изучением подходов лососей с тихоокеанской стороны Курил. После короткой летней стоянки НИС вновь уйдет в плавание, связанное с другими задачами по лососям.
Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии организовывает несколько макроэкспедиций, среди которых Беринговоморская и Амурская.
В конце мая специалисты ТИНРО отправятся в район Западной Камчатки для анализа запасов донных крабов. Рейс продлится около полутора месяцев, затем судно будет работать на северо-западе Курил по иваси и скумбрии. После этого «Профессор Кагановский» перейдет в Берингово море на минтай. Судно будет вести исследования также в Арктике, в Чукотском море.
Малые НИСы будут выполнять работы по донным крабам – от Приморья до Берингова моря.
План на 2021 год, по словам Льва Свиридова, точно пока не известен. Планируется, что ученые будут заниматься лососем, минтаем и сельдью в Беринговом море, а также сардиной-иваси в прикурильских водах.
Источник: Fishnews