Так символически совпало, что единственный в своем роде атомный контейнеровоз «Севморпуть», принадлежащий российскому «Атомфлоту», и учебное судно Росрыболовства парусный барк «Седов» со столетней историей почти одновременно легли на встречный курс. И в Петропавловске-Камчатском или где-то рядом смогут приветствовать друг друга, а может – сделать селфи на память.
Из Мурманска на восток, на трассу Севморпути, атомный сухогруз с одноименным названием вышел 25 августа. Задача – принять на борт в Петропавловске-Камчатском контейнеры-рефрижераторы с мороженой рыбой и доставить ее коротким путем в Санкт-Петербург. Отметим, что это уже вторая подобная операция по доставке рыбы с Дальнего Востока. Первый, пробный рейс контейнеровоза «Севморпуть» с грузом рыбной продукции был организован в августе 2019 года и показал практическую осуществимость таких регулярных рейсов по СМП в летне-осеннюю навигацию.
В мае нынешнего года на отраслевом совещании с участием президента России и.о. губернатора Камчатского края Владимир Солодов заявил, что в период больших подходов лососевых кратно возрастает нагрузка на холодильные мощности во Владивостоке, из-за этого увеличивается время выгрузки и обработки грузов. Тогда же Солодов отметил, что с июня по сентябрь наблюдается серьезный дефицит холодильных мощностей для складирования рыбной продукции во Владивостоке, это создает проблемы и повышает конечную стоимость при доставке рыбы традиционными маршрутами – главным образом, по железной дороге.
По итогам упомянутого совещания вышло поручение главы государства добиться снижения стоимости рыбной продукции «путем уменьшения затрат на ее доставку из регионов Дальнего Востока в Европейскую часть России, используя Северный морской путь». И сейчас, как рассказал заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, рассматриваются практические аспекты организации регулярной контейнерной линии Санкт-Петербург – Мурманск – Петропавловск-Камчатский.
«Вопрос сложный, – признал Панов. – Для регулярной доставки товаров на Камчатку по Северному морскому пути и обратной доставки рыбы нужно решить массу задач: от отсутствия контейнеров-рефрижераторов на СМП до ограничений по осадке судов в российских портах».
Но сам факт выхода атомного контейнеровоза «Севморпуть» в рейс -– это, по словам Панова, уверенная демонстрация того, что решение проблем реально. И даже теперь, когда все отрасли экономики страдают от пандемии коронавируса, у СМП есть потенциал для роста грузопотока.
«Использование атомного контейнеровоза для транспортировки рыбной продукции из одной части России в другую становится для нас привычным делом, – вторит коллеге гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. – А появление новых заказов на грузоперевозки доказывает эффективность использования Севморпути для решения внутренних задач страны».
А что же парусник «Седов» – он откуда и куда направляется в эти же самые дни? «Российская газета» периодически сообщала о юбилейной кругосветке учебного судна Росрыболовства. 19 августа барк вышел из Владивостока курсом на север, чтобы завершить экспедицию по трансарктическому маршруту – с заходом в Петропавловск-Камчатский, Певек, Сабетту и Мурманск.
Практически в тот же день, когда «Севморпуть» вышел из Мурманска, «Седов» благополучно миновал пролив Крузенштерна и вышел из Охотского моря в Тихий океан. Как сообщают в штабе экспедиции, приуроченной к 100-летию парусника, его экипаж с помощью современных навигационных систем успешно провел учебное судно свозь опасный отрезок маршрута между островами Райкоке и Шиашкотан, который в тот момент был затянут плотным туманом.
Если все пойдет по плану, 31 августа красавец парусник ждут на рейде Петропавловско-Камчатского. И «Севморпуть» будет где-то на подходе.
Источник: Российская газета