Крупнейший в мире парусник «Седов», совершающий экспедицию по Северному морскому пути, причалил к порту Сабетта на Ямале. Совсем скоро барк отправится в конечную точку своего пути – Мурманск, а после поплывет домой в Калининград.
На почти столетнем судне, впервые плывущем по Севморпути за одну навигацию, собрались моряки, журналисты, молодые курсанты и ученые-экологи. NEFT пообщалась с капитаном-наставником судна Михаилом Новиковым, чтобы узнать о подробностях экспедиции и впечатлениях моряков от пребывания на Ямале.
Про жизнь на судне
На судне 210 человек. Из них 136 курсантов, около 60 человек постоянного экипажа, руководители практики и журналисты. Еще двое пассажиров – ученые Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, которые мониторят ситуацию по загрязнению воды в Арктике.
Большую часть времени моряки проводят во внутренних помещениях, потому что снаружи уже достаточно холодно. Члены экипажа красят, чистят и ремонтируют каюты корабля, который впервые был спущен на воду еще в 1921 году.
Для курсантов этот переход – первый в жизни, и справляются они, по словам наставника, хорошо. Пока было тепло, и судно могло идти под парусом, они участвовали во всех парусных авралах (работе, связанной постановкой и уборкой парусов – прим. ред.) и втянулись в сложности морской жизни. В конце плавания студенты получат квалификационные книжки моториста и электромеханика.
Просыпаются курсанты в 7:00. После завтрака и уборки в 9:00 у них начинаются судовые работы, вахты и учеба. Заканчивается рабочий день в 19:30, когда они идут ужинать. После ужина у курсантов есть личное время, чтобы посмотреть кино или заняться творчеством.
Про Ямал
«На Ямале мы впервые. Руководство терминала СПГ (объекта для погрузки сжиженного природного газа в Сабетте – прим. ред.) организовало для всех нас интересные экскурсии, где нам все показали и рассказали об истории развития месторождений и терминала. Было очень интересно увидеть все это вживую, а не по телевизору», – делится Новиков впечатлениями от экскурсии по заводу «Ямал СПГ».
Через два дня, 9 октября, у экипажа будет торжественное построение, к которому все активно готовятся – в порт приедет руководство из Калининграда, нельзя ударить в грязь лицом. Особо развлекаться не приходится и курсантам, которые готовятся к предстоящим экзаменам.
«На Ямале мы пополняем запасы пресной воды и еды: это больше технический заход, чем развлекательный. Тем не менее, мы получили возможность отдохнуть от моря и несения вахты, пожить в более спокойном ритме», – подметил капитан Новиков.
Про китов и Северное сияние
«Это казалось невероятным и сильно разнообразило наши будни», – рассказывает Новиков про северное сияние, которое им удалось увидеть. Большинство членов экипажа «Седова» – жители европейской части России, поэтому зрелище привело их в восторг.
Также моряки видели множество китов, вспоминает капитан: «Мы не думали, что их будет так много в Беринговом проливе. Это очень эмоциональное явление: все радовались, фотографировали. Пытались успеть поделиться в соцсетях, пока связь не пропала».
Про погоду
Для экипажа «Седова» в новинку все тонкости северного плавания. Придало суровости путешествию и устройство самого барка: рулевое устройство старого типа заставляет четырех человек в течение четырех часов стоять на руле и вручную вращать штурвал. А находится капитанский мостик, где они несут вахту, на открытом воздухе, что в последний месяц дает о себе знать – все-таки сейчас температура на Севере упала ниже нуля.
Сейчас судно раньше времени причалило в Сабетте из-за штормовой погоды в Карском море – проанализировав ситуацию, руководство решило, что лучше переждать непростой период.
Но погода, все-таки больше благоприятствовала морякам, рассказывает Новиков: «Мы ожидали, по крайней мере, мелкобитого льда в проливе Вилькицкого и проливе Лонга. Но почти все участки Северного морского пути мы прошли по чистой воде – нигде нам не попались ни битый лед, ни айсберги».
Капитан уверен, что последнюю часть пути корабль тоже преодолеет без проблем: прогноз погоды благоприятный, поэтому 15 октября судно уже выйдет за пределы Севморпути и в Баренцево море.
Источник: NEFT