Как стало известно «Ъ», Русская рыбопромышленная компания, «Норебо» и «Колхоз имени Ленина» рассматривают возможность строительства крилеловов. Для промысла в Антарктиде требуются новые современные крупнотоннажные суда, стоимость строительства которых за рубежом может составить $100-120 млн, а в РФ – почти вдвое больше. Компании ждут, что государство предоставит субсидии на строительство флота в РФ. Такие меры, по данным «Ъ», прорабатывает Росрыболовство.
Как стало известно «Ъ», в РФ три компании рассматривают возможность строительства крилеловов для промысла в Антарктиде – Русская рыбопромышленная компания (РРПК), «Норебо» и «Колхоз имени Ленина». Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников подтвердил, что компания прорабатывает возможность строительства крилелова, но вопрос в его цене и тех мерах поддержки, которые готово оказать государство.
Сейчас идет подготовка проекта судна, по итогам которой будет понятна стоимость, пояснил он. В любом случае, ловля криля – это своеобразный и сложный промысел, требующий дорогих и очень производительных судов, с использованием новых технологий и технических решений, подчеркивает господин Сенников. По его словам, строительство и ввод в эксплуатацию крилеловов – перспектива ближайших пяти лет. Требуется также решить вопросы с производством продукции из криля, ее сбытом, логистикой, а также снабжением судов и их базированием, заключил он.
В РРПК также считают рынок добычи и переработки антарктического криля «очень перспективным», «мы внимательно его изучаем», сообщил «Ъ» советник гендиректора компании по стратегии Савелий Карпухин. «Мы видим риски реализации проекта – от сложностей, связанных со строительством уникального судна, до организации логистики в Антарктике», – говорит господин Карпухин. Он добавил, что РРПК активно обсуждает проект с Росрыболовством и «надеется, что совместными усилиями бизнеса и государства этот уникальный и важный для международного престижа России проект получится реализовать».
В «Колхозе имени Ленина» подтвердили, что рассматривают возможность строительства крилеловов.
При этом источники «Ъ» в отрасли рассказывают, что стоимость строительства крилеловов в РФ может быть вдвое больше, чем в Турции, Китае или на других зарубежных верфях.
Если за границей речь идет о $100–120 млн, то в РФ такое судно будет стоить порядка $200 млн. Среди российских верфей, которые могут получить заказ, собеседники называют «Адмиралтейские верфи», «Северную верфь» и Выборгский завод (все предприятия входят в Объединенную судостроительную корпорацию).
Рыбопромышленным компаниям облегчат судостроение
В Росрыболовстве «Ъ» сообщили, что заинтересованы в скорейшем начале промышленного освоения запасов антарктического криля. В частности, в настоящее время разрабатывается проект постановления правительства РФ, который предусматривает компенсацию части затрат на строительство специализированных судов-крилеловов. Параметры законопроекта уточняются, заключили в агентстве.
Криль может поставляться как в мороженом виде, так и перерабатываться в муку и технический жир, также его используют при производстве сельскохозяйственных добавок и кормов, пищевых добавок, фармацевтических препаратов.
По оценкам АНТКОМ (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики), в регионе можно добывать около 5 млн тонн криля в год. Ежегодный импорт в РФ составляет порядка 700 тыс. тонн.
О необходимости строительства крилеловов Росрыболовство говорит не первый год. В 2018 году агентство предлагало выделить из бюджета не менее 6 млрд руб. на строительство двух крупнотоннажных крилеловов стоимостью 20 млрд руб. (см. «Ъ» от 30 июля 2018 года). Суда планировалось использовать для вылова 150 тыс. тонн криля в год. Тогда агентство отмечало, что в условиях растущей конкуренции за морские биоресурсы криль – один из последних нераспределенных и недоосвоенных ресурсов, включенных в стратегическую повестку экономического развития Китая, Японии, Южной Кореи, Норвегии и др.
Источник: Коммерсантъ